Н. П. Трегулова. Хоровые обработки в творчестве композиторов Мордовии

Н. П. Трегулова

Хоровые обработки в творчестве композиторов Мордовии

 

Н. П. Трегулова, старший преподаватель кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета

Работа с хоровыми и оркестровыми коллективами обусловила специфику композиторской деятельности первых мордовских музыкантов. Так, Л. П. Кирюков в основном работал в жанрах вокальной музыки, а Л. И. Воинов — инструментальной. Жанр хоровой обработки произведений народной музыки составляет значительную часть творческих достижений композиторов Мордовии.

Хоровой обработкой мордовской народной песни в период зарождения жанра занимались А. А. Тряпкин, И. П. Поно-марьков, П. А. Органов, К. Д. Промптов, И. Д. Тулупников и др. В 30—40-е гг. XX в. обработки мордовских народных песен для хора созданы Ф. П. Базерским, Л. С. Мандры-киным, Е. Б. Манаевым, М. Г. Ильиным. В этот период в творческий процесс по освоению и обработке мордовской народной песни были включены московские композиторы, такие как М. И. Душский, Б. М. Трошин, С. Б. Евсеев, М. О. Грачев и др. Значительный вклад в жанр обработки мордовской народной песни для хора внес московский композитор и собиратель народных песен Д. М. Мелких. В 40— 60-е гг. в области хоровой обработки интенсивно работали П. П. Емец, Н. Г. Дехтярев, В. А. Белоклоков. В 60—70-е гг. обработки создавались Г. В. Павловым, Б. И. Арановичем, И. И. Игнатовым и др.

В последующие десятилетия второй половины XX в. значительный вклад в теорию и практику рассматриваемого жанра внес композитор, музыковед, педагог и хормейстер Г. И. Сураев-Королёв. Он обосновал принципиально новые подходы к обработке народной песни, определил ее цели, задачи, приемы, типологию.

Мастерски владел обработкой для хора дирижер-хоровик И. Г. Резепов. Его обработки колыбельной Л. П. Кирюкова «Тютю-балю» включены в репертуар различных хоровых коллективов.

Хоровые обработки Г. Г. Вдовина отличает впечатляющая экспрессия музыкального высказывания, мастерство эмоционально-смыслового, интонационно-мелодического развития. Авторский почерк композитора формировался в процессе освоения многих художественных явлений: национальной специфики мордовской (мокшанской, эрзянской) культуры, региональных традиций среднерусской песенности, достижений отечественного и зарубежного музыкального искусства. Бережно сохраняя первозданную красоту фольклорного источника, он увеличил его художественный потенциал, обновил традиционную лексику и художественную форму.

Большое количество аранжировок и обработок народных песен принадлежит Н. И. Бояркину. Его сочинения с наибольшей полнотой представляют музыкальную и поэтическую стилистику песенных жанров мордовского фольклора, их органические связи с традиционной музыкой.

Большое место хоровая обработка мордовской народной песни занимает в творчестве Н. В. Кошелевой. Для нее характерен интерес к развернутым вариационным формам развития напева, совмещение в одном произведении нескольких народных мелодий, полифоническое развитие фактуры.

В целом успехи композиторов Мордовии в области хоровой обработки народной песни во многом обусловлены их интересом к народной музыке и богатством мордовского народного музыкального искусства.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0