С. В. Ситникова. Аксиологические основы религиозности студенческой молодежи

С. В. СИТНИКОВА

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

СИТНИКОВА Светлана Викторовна, доцент кафедры социальной информатики Саратовского государственного университета, кандидат социологических наук.

SITNIKOVA Svetlana Viktorovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Informatics, Saratov State University (Saratov, Russian Federation).

© Ситникова С. В., 2016

Ключевые слова: религиозность, ценность религии в молодежной среде, функции религии, религиозные практики

Key words: religiosity, value of religion in the youth environment, functions of religion, religious practices

В статье анализируются особенности религиозности студенческой молодежи в контексте ценностного подхода. По результатам факторного анализа эмпирических данных авторского исследования, проведенного методом полуформализованного опроса, предложена типологизация оценки значимости религии в жизни современного молодого человека, представлены ее основания и содержательные характеристики. Статистически значимые показатели корреляционного анализа позволили выявить доминирующую тенденцию инструментализации религиозной веры и ее институциональных практик.

The paper analyzes features of religiosity of the student youth in the context of the axiological approach. According to the results of the factor analysis of empirical data of the research conducted by the author using the method of semi-formal survey, typology of assessing the significance of religion in the life of a modern young man is proposed, its grounds and substance are presented. Statistically significant indicators of the correlation analysis revealed a dominant trend of instrumentalization of religious faith and its institutional practices.

Особенности религиозности российского общества достаточно хорошо освещены в отечественной литературе1. Однако это актуальная научная проблема2. Повышение значимости веры и религии в российском обществе в последнее время обосновывает необходимость лонгитюдной социологической диагностики этого явления3.

Исследовательский центр «Религия в современном обществе» при Российском независимом институте социальных и национальных проблем провел исследования, посвященные изучению религиозности россиян. По данным опросов, в настоящее время верят в Бога 49,6 % россиян, колеблются 18,4 %, верят не в Бога, а в сверхъестественные силы 5,6 %, безразлично относятся к религии и атеизму 7,8 %, не верят 18,3 %. Данные опросов показывают также, что религиозность значительно «помолодела»: люди от 22 до 55 лет составляют большую часть верующих в Бога (61,0 %), отмечено увеличение удельного веса убежденных и последовательных приверженцев религии4.

Все чаще в научной литературе обсуждается вопрос о доминировании традиционной или формальной религиозности россиян5. Традиционная религиозность понимается как единственно доступная всем форма самосознания и мировоззрения, интегрирующая не только собственно религиозные, но и нравственные, эстетические, природоведческие представления в их неразрывной связи с годовыми и вековыми трудовыми циклами. Формальная религиозность есть проявление глубокого равнодушия к вопросам религии и веры при демонстративном соблюдении обрядовой стороны религиозного бытия. Формальная религиозность — это форма внешней религиозности, не облагороженная ни религиозным чувством, ни стремлением к реализации религиозных пере-живаний6. В связи с этим актуально выявление содержательных характеристик доминирующей формы религиозности российского населения.

Поскольку молодежь, особенно студенчество, является носителем «модных» и прогрессивных взглядов, объектом нашего исследования стала именно эта социальная группа. Полуформализованный опрос проведен весной 2012 г. студентами направления подготовки «Прикладная информатика в социологии». Объем кластерной выборки составил 150 чел. Кластерами являлись II и III курсы четырех специальностей социологического факультета Саратовского государственного университета. Целью мониторинга было выявление аксиологических оснований религиозности, а также определение ее доминирующей формы в социальных представлениях и повседневных практиках студенческой молодежи.

По результатам исследования, чуть более половины опрошенных студентов считают себя верующими (51,2 % ответили «да» или «скорее да»). При этом выявлена ген-дерная специфика в идентификации себя как верующего. Среди девушек верующих оказалось на 16,8 % больше, чем среди юношей (57,4 к 40,6 %).

Почти половина всех опрошенных видит основную функцию религии в утешении, облегчении душевной боли и переживаний; около трети определяют социально значимую роль религии в трансляции морально-нравственных норм повседневной жизни. Концептуализация смерти как результат религиозного мировосприятия имеет смысл во мнениях пятой части студентов. Около трети респондентов отрицают какую-либо роль религии в жизни человека (табл. 1).

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Высокую степень согласия с высказыванием «Религия заставляет меня задумываться о смысле жизни, о душе, вечности» можно выявить лишь по группе верующих: 27,3 % из них оценили степень согласия в 4 и 5 баллов.

Статистическим доказательством проявления указанных типов оценки значимости религии стали корреляционные модели:

— восприятие религии как способа философского мышления о душе и вечности определяет понимание ее смысла в очищении души. Студенты, выражающие максимальную степень согласия с высказыванием «Религия заставляет меня задумываться о смысле жизни, о душе, вечности», чаще других выбирали очищение души как наиболее важное обретение религиозного человека (статистическое доказа-

117

тельство зависимости получено при расчете коэффициента корреляции V Крамера 0,4 при значимости 0,004);

— восприятие религии как способа взаимодействия с обществом определяет понимание ее значимости в облегчении душевных переживаний человека и трансляции моральных норм повседневной жизни. Студенты, выражающие максимальную степень согласия с высказыванием «Религия помогает мне быть терпимым к людям, к их недостаткам», чаще других выбирали облегчение душевных страданий и нравственные нормы социальной жизни как наиболее важное обретение религиозного человека (статистическое доказательство зависимости получено при расчете коэффициента корреляции V Крамера 0,35 при значимости 0,02).

Таким образом, доминирование экстравертного типа оценки значимости религии свидетельствует о ее социально-инструментальной функциональности для современной молодежи. Ценность религии как способа философского мышления, определяемого внутренними духовными потребностями личности, в сознании молодых людей проявлена в значительно меньшей степени.

На идентификацию молодого человека себя как верующего существенное влияние оказывает семья. В семьях 59,3 % опрошенных студентов есть верующие (табл. 5). Однако 20,9 % респондентов затруднились ответить на этот вопрос. Вероятно, речь идет о той части семей, в которых религиозные темы не являются предметом обсуждений, либо велики границы коммуникативных дистанций.

Таблицы доступны в полной PDF-версии журнала.

Проведенный анализ свидетельствует о низком уровне распространенности религиозных практик в молодежной среде, что подтверждает инструментальный характер ценности религии в социальных представлениях и повседневных практиках молодых россиян. Кроме того, проблема рассуждений о характере и типах религиозности россиян актуальна и требует глубокой диагностики. Ценность религии в представлениях и повседневной жизни молодежи позволяет прогнозировать тенденцию все большей инструментализации как самой религиозной веры, так и ее институциональных практик. Это ведет к доминированию формальной религиозности в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Лопаткин Р.А. Социологическое изучение религиозной ситуации // Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук. М.: Изд-во РАГС, 1996. 312 с.

2 См.: Налетова И.Н. «Новые православные» в России: тип или стереотип религиозности // Социол. исслед. 2004. ¹ 5. С. 130—137.

3 См.: Филатов С.Б., Лункин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность // Там же. 2005. ¹ 6. С. 35—45.

4 См.: Социологические данные о религиозности россиян. URL: http:// studopedia.ru/1_104888_sotsiologicheskie-dannie-o-religioznosti-rossiyan.html (дата обращения: 18.10.2015).

5  См.: Баранников В.П., Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе. URL: http://www.studfiles.ru/preview/427168 (дата обращения: 18.10.2015).

6 Там же.

Поступила 12.11.2015.

S. V. Sitnikova. Axiological Foundations of Religiosity of the Student Youth

The topic’s urgency is due to the increase in the importance of faith and religion in Russia’s society, as well as to the need for scientific validity in determining the dominant form of religiosity of Russians.

Methodologically, the implementation of the tasks was achieved by using the axiological approach. Religion was considered in terms of its significance and function in the life of a modern young man. The empirical base of the research are the results of a semi-formal survey carried out among the student youth (n = 150). Application of mathematical correlation and factor models allowed to identify a number of typical characteristics and peculiarities of religiosity of young people. The attitude of young people towards religion can be divided into two types — the extrovert and the introvert ones.

The former, prevailing in the minds of most young believers, reflects the attitude to religion, as a to tool of interaction with the society. The introverted type, as a method of philosophical perception of the meaning of life, is determined by the inner spiritual needs of an individual. Two factors, those of the family and gender, apparently influence people’s identification as believers. Girls tend to call themselves believers more often as well as students from religious families. Religious practice has a low level of prevalence among students.

 

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0