С. В. Булярский, С. А. Булярская, А. О. Синицын. Правовые основы формирования территориальных экономических кластеров

С. В. БУЛЯРСКИЙ, С. А. БУЛЯРСКАЯ, А. О. СИНИЦЫН

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ1

БУЛЯРСКИЙ Сергей Викторович, заведующий кафедрой инженерной физики Ульяновского государственного университета, доктор физико-математических наук, профессор.

БУЛЯРСКАЯ Светлана Алексеевна, доцент кафедры инженерной физики Ульяновского государственного университета, кандидат экономических наук.

СИНИЦЫН Антон Олегович, аспирант Ульяновского государственного университета.

Ключевые слова: экономические кластеры, некоммерческие организации, договор стратегического партнерства

Key words: economic clusters, non-commercial organisations, agreement on strategic partnership

Конституция Российской Федерации (ст. 5 и гл. 3) закрепляет территориальное деление государства, состоящее из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. В каждом субъекте РФ есть свое правительство, законодательное собрание, система региональных законов, имеются свои границы, т. е. вся атрибутика обособленной территории. Успешное развитие субъекта Федерации требует проведения единой экономической политики, которая необходима для рационального использования местных ресурсов. Проще всего это сделать путем формирования регионального экономического кластера. Однако все не так просто. В регионах самые сильные в экономическом отношении предприятия входят в государственные либо частные российские и международные корпорации, сформированные в виде холдингов, с центральным аппаратом управления, находящимся за пределами региона, и зарегистрированные в том же месте. В большинстве случаев остается средний и малый бизнес, который в России пока слаб. В связи с этим необходимо рассмотреть правовые основы интеграции предприятий, находящихся на территории субъекта Федерации, в экономический кластер.

На современном этапе развития страны наблюдается процесс автономизации региональных экономик. Это проявляется в увеличении доли самостоятельности регионов, появлении внутренних рынков, региональных инновационных систем, осуществляющих координацию и кооперацию деятельности предприятий, образующих некоторую систему. Она часто возникает в форме экономических кластеров. Стремление региональных и муниципальных образований к расширению управленческой самостоятельности связано с невозможностью центральной власти централизовать доходы от налогов и прибыли. Кроме того, центральная власть не может обеспечить сохранение и развитие социальных стандартов в регионах, в силу чего не только уступает в этом прерогативу местным органам власти, но настоятельно делегирует им функцию социальной поддержки и защиты населения.

Региональный кластер в широком смысле — это динамическая открытая бизнес-система, основанная на организации юридически независимыми предприятиями общего информационного и географического пространства с целью совместного использования своих ресурсов для реализации выполнения проекта на всех этапах его выполнения. В основу идеи создания кластера положен принцип формирования единой организационно-технологической и информационной среды за счет объединения ресурсов отдельных предприятий. Объединение этих ресурсов виртуальное в том смысле, что находится на балансе отдельных предприятий, однако в результате внутрикластерного взаимодействия происходит тесная интеграция, приводящая к положительным синерге-тическим эффектам2. Сотрудничество в кластере строится на учете взаимных интересов участников, которые в первую очередь являются экономическими.

При умелом использовании экономических методов управления преодолевается инертность в реализации общих для кластера задач, усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле. Чем шире применяются экономические методы управления, тем большее количество вопросов решается непосредственно в основных звеньях кластера, ближе к источнику информации.

В рыночных условиях экономическая интеграция территорий основана на взаимной долгосрочной заинтересованности в стабильных, надежных экономических связях в широком рынке сбыта. Возможность преодоления дезинтеграционных тенденций в основном связана с возобновлением экономического роста, созданием вертикально интегрированных компаний, проведением политики регулирования тарифов естественных монополий.

Экономические региональные кластеры принимают различные формы. Например, ассоциации экономического взаимодействия в федеральных округах. Их деятельность способствует решению многих задач: рациональному размещению производительных сил и развитию оптимальной территориальной специализации, развитию межрегиональной инфраструктуры, обеспечению нормальной жизнедеятельности населения, формированию и поддержанию функционирования единого правого и экономического пространства страны. Правовой основой создания экономических кластеров может служить Федеральный закон «О некоммерческих орга-низациях»3. Анализ показывает, что три экономико-правовые формы некоммерческих организаций могут использоваться для формирования территориального экономического кластера: фонд, некоммерческое партнерство, ассоциация4.

Ролевая направленность фонда состоит в управлении инвестиционными потоками. Его «минимаксная» структура состоит из инвесторов и потребителей инвестиции в лице социальных и промышленных организаций. Фонд является средой, формирующей инвестиционные потоки путем формирования программ, состоящих из отдельных проектов, распределяемых на конкурсной основе. В свою очередь фонд окружен внешней средой, с ним взаимодействующей. Из этой модели вытекает ряд свойств фонда как субъекта управления регионального экономического кластера. Фонд формирует научно-техническую политику некоторого сегмента сферы услуг путем управления процессом распределения средств. В результате этого инвестиции достаются тому или иному исполнителю. Заметим, что каждый исполнитель решает проблему по-своему, что в целом приводит к определенной направленности программы. Поэтому в итоге не инвесторы, а фонд определяет результат исполнения программы. Основную роль в распределении средств территориальных фондов играют властные структуры. Таким образом, возникает один из рычагов управления организациями, находящимися на территории региона.

Ролевая направленность некоммерческого партнерства связана с внедрением инноваций. Модель включает производителей инновационных идей (научные организации), потребителей этих идей (промышленные предприятия), инновационную среду осуществления этого процесса (некоммерческое партнерство) и внешнюю среду, с которой инновационная среда взаимодействует. Из этой модели также вытекает ряд свойств как субъекта управления.

Умелый менеджмент и активная маркетинговая политика некоммерческого партнерства способна обеспечить повышенную проводимость инновационной среды и ускоренную реализацию инновационного процесса. Деятельность такого НКО способствует развитию горизонтальных связей, преодолению корпоративного консерватизма, обеспечению наибольшего благоприятствования инновационным процессам. Использование высокотехнологичных информационных продуктов для построения баз данных, осуществления коммуникаций и т. п. обеспечивает развитие информационной среды и повышает информационную культуру общества в целом. Деятельность таких НКО приводит к активизации производства инновационных идей в научных организациях и университетах, способствует развитию высокотехнологичной инфраструктуры внешней среды, а также развитию инновационной культуры производителей промышленной продукции. Влияние внешней среды на некоммерческие партнерства осуществляется в той же степени, что и на коммерческие организации, в силу сходства их деятельности, а также благодаря равнодушию общества к инновационной деятельности.

В Ульяновской области действует несколько таких пар-тнерств, образованных под контролем администрации области. Например, создано партнерство «Совет директоров». Эта организация объединяет всех крупных производителей Ульяновской области вне зависимости от того, в какую корпорацию или холдинг эта организация входит и какое подчинение имеет. Такое партнерство является центром координации территориального экономического кластера. Инструментами управления являются административный ресурс властных органов и умелое использование инструмента регионального налогообложения.

Ролевая направленность ассоциации состоит в защите интересов учредителей и координации их действий. Этой модели также характерен ряд свойств. Так как ассоциация является союзом равноправных членов, то она должна придерживаться сбалансированной модели управления, способствующей преодолению конфликта интересов, принятию согласованных решений в короткие сроки, для того чтобы оперативно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды. Оперативность принятия решений заставляет использовать высокотехнологичные информационные средства, а также алгоритмы согласования вопросов, обеспечивающие общение членов ассоциации, географически удаленных друг от друга. Такая модель управления называется коммуникативной, а создание ассоциаций неизбежно приводит к поиску новых методов и приемов, обеспечивающих развитие этого типа управления. Так как ассоциация создается с участием властных органов, то она, как и некоммерческое партнерство либо фонд, играет роль центра координации деятельности регионального экономического кластера.

Деятельность подобных организационных структур сталкивается с трудностями, связанными с отсутствием законодательного оформления механизмов практической реализации принимаемых ими решений, а также с отсутствием механизмов связи деятельности таких организационных структур с единой системой государственного территориального управления в России. Преодоление этих трудностей связано с дальнейшим совершенствованием правового поля действия подобных структур.

Реальной продукцией таких координирующих органов являются программы регионального развития, под которые выделяют ресурсы. Так, в Краснодарском крае, как и в других регионах РФ, активизировалась деятельность органов государственной власти по модернизации инновационной инфраструктуры и переходу к активному построению региональной инновационной экономики. Разработана «Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года», которая ставит перед органами власти и бизнес-сообществом региона задачу увеличения к 2020 г. объема реализованной продукции на вновь созданных производственных фондах в несколько раз (до 1 трлн руб.) относительно 2008 г. (до 0,2 трлн руб.)5.

Заявленное многократное увеличение производства новой продукции не может быть достигнуто только через инвестиционный рост традиционного производственного комплекса края по причине ресурсных ограничений. Необходимо создание качественно новых (инновационных) производственных фондов, т. е. создание в крае инновационной экономики.

Координирующие региональную экономику структуры применяют несколько методов управления экономикой территориального кластера: создание благоприятных экономических и правовых условий для привлечения инвестиций и внедрения инноваций через создание законодательных механизмов стимулирования участников кластера; государственное финансирование либо софинансирование инновационных проектов и предоставление налоговых льгот; субсидирование процентной ставки по кредитам за счет средств краевого бюджета и обеспечение финансовых гарантий; венчурное финансирование за счет средств государственных венчурных фондов.

Разновидностью формирования описанных выше координирующих структур является модель формирования территориально-производственных комплексов на основе стратегических альянсов6. Правовые основы этой модели формирования органов управления экономическим кластером без образования юридического лица подробно описаны7. Правовой основой образования консорциума служит договор о стратегическом партнерстве. Главным отличием такого договора от договора простого товарищества является то, что он не предусматривает вкладов для организации совместной деятельности. Договор о стратегическом партнерстве с правовой точки зрения является предварительным и предусматривает, что в будущем в результате совместной деятельности будет заключена система договоров, регламентирующих совместную деятельность. Сроки, объемы и характер договоров при этом не оговариваются. Предусматривается, что если совместная скоординированная деятельность приведет к получению прибыли одним из партнеров проекта, то этот проект будет выполняться совместно. При этом будут заключены договора на оказания услуг, купли-продажи и т. д., которые будут регламентировать взаимную ответственность сторон. Так как договор о стратегическом партнерстве не обусловливает объединение вкладов, то он не может содержать взаимных обязательств, не исполнение которых может повлечь материальную ответственность. В то же время договор не является офертой (ст. 435 ГК РФ), так как он, хотя и содержит намерения о заключении договоров в перспективе, не предусматривает существенных условий будущих договоров, тем более о времени, месте их заключения, начале и окончании срока действия. В соответствии с п. 2,3 ст. 421 ГК РФ он имеет свою собственную силу и является юридическим актом, выражающим добровольное согласие сторон сотрудничать для решения проблем, которые определяются в данном договоре.

Таким образом, правовой основой создания территориальных экономических кластеров могут служить и Федеральный закон «О некоммерческих организациях», и договор стратегического партнерства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при поддержке грантов 09-06-00088-а РФФИ и

07-02-00213а РГНФ.

2 См.: Булярский С.В. Инновационные организации образовательных и научных учреждений. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2005. 459 с.

3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

4 См.: Булярский С.В., Жуков А.В., Булярская С.А. и др. Некоммерческие организации в образовании и науке. Управление, экономика, право. Ульяновск: УлГУ, 2002. 617 с.; Булярская С.А., Булярский С.В. Правовое регулирование организации и управления некоммерческими организациями сферы науки и образования. Ульяновск: УлГУ, 2004. 192 с.

5 См.: Диденко Д.А., Шудренко А.А. О теоретических основах эффективного управления инновационной экономикой муниципального и регионального уровня // Наука Кубани. 2008. № 1. С. 65—67.

6 См.: Бегиева А.Ш. Модели формирования территориальных научно-производственных комплексов на основе стратегических альянсов // Труды Междунар. конф. «Инноватика — 2009». Ульяновск, 2009. С. 67—72.

7 См.: Булярский С.В. Инновационные организации образовательных и научных учреждений ...

Поступила 24.09.09.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0