Е. М. Мелякина. Становление и развитие народно-певческой культуры в регионе

Е. М. МЕЛЯКИНА

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГИОНЕ

МЕЛЯКИНА Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры народно-певческого искусства Московского государственного университета культуры и искусства.

Ключевые слова: песня, народная манера пения, многоголосие, тембр голоса, народная музыка, фольклор, хоровое исполнение, народный ансамбль, самодеятельное песенное искусство, профессиональное песенное искусство

Key words: song, peoples manner of singing, polyphony, voice timbre, peoples music, folklore, chorus performance, peoples group, amateur singing arts, professional singing art

Народное музыкальное искусство мордвы складывалось на протяжении многих веков в тесном взаимодействии с культурой соседних народов. В нем сохранились архаичные формы, восходящие к финно-угорской музыкальной культуре. Эта общность проявлялась в приемах мелодического развития, ладообразования, структуры стиха и музыкально-поэтической строфы древнейших жанров народно-песенной культуры. Оно представлено вокальными и инструментальными произведениями различных жанров. Им присущи развитые коллективные и одиночные исполнительские традиции. Главной особенностью мордовской народной песни является многоголосный склад мелодики. Xарактеризуя начальный период развития мордовской народно-певческой культуры, необходимо отметить, что интерес к мордовской народной песне носил побочный характер, так как этнографические задачи преобладали над искусствоведческими.

Первые дошедшие до нас сообщения о мордовских народных песнях относятся к концу XVIII в. Речь идет о печатных трудах участников Академической экспедиции 1768—1774 гг. И. И. Лепехина и П. С. Палласа. Много текстов песен представлено нижегородским иеромонахом Макарием в 1849—1850 гг. Большой и плодотворный путь пройден мордовской фольклористикой. Начиная с первых записей мордовских народных мелодий, сделанных А. М. Шегреном и Р. Ф. Учаевым, а также трудов видного этнографа и фольклориста М. Е. Евсевьева, в это благородное дело в разное время внесли свой вклад Л. Б. Бояркина, Н. И. Бояркин,
Г. Г. Вдовин, Р. И. Греховодов, М. Г. Ильин, Л. П. Кирюков, Г. И. Сураев-Королев, Б. С. Урицкая, М. И. Чувашов, И. М. Яушев и др. Рассматривая начальный период мордовской народной музыкальной культуры, можно отметить, что большие позитивные сдвиги в строительстве музыкального профессионализма преобразили Мордовию.

За четверть века неузнаваемо изменился музыкальный быт народа. Наряду с традиционной песней заметную роль стали играть современная народная песня и зародившаяся профессиональная музыка, в республике была создана сеть культурно-просветительских учреждений и концертных организаций, открыты театры, музыкальные учебные заведения. «В период зарождения в Мордовии регулярной концертной жизни произведения музыкального фольклора использовались на профессиональной сцене без существенной обработки. Особенно широкий размах в это время получило хоровое исполнительство. Это объяснялось тем, что ансамблевый способ интонирования мордовской песни был и остается до сих пор наиболее развитым и распространенным в вокальном быту народа»1. Во главе коллективов встали подлинные энтузиасты музыкального искусства (Л. П. Ки-рюков, П. А. Органов, А. П. Трифонов).

Во время Великой Отечественной войны всенародное признание снискало творчество мордовской народной сказительницы Ф. И. Беззубовой. Ей, как и другим известным сказительницам (Е. П. Кривошеевой, С. М. Люлякиной), был свойственен большой интерес к современной теме — защита Родины. Большую популярность получили ее сказы «Поднялась страна величавая», «Мое сердце в городе Ленина» и др. Творчество основоположников мордовского скази-тельского искусства Ф. И. Беззубовой, Е. П. Кривошеевой, С. М. Люлякиной всецело определяется мордовской народной музыкальной культурой. «В богатом по содержанию и разнообразном по жанрам наследии определились важнейшие музыкально-стилевые черты национального музыкального профессионализма, сложились ведущие традиции, имеющие в основном основополагающий характер. Этнически яркие по музыкальному языку сказы стали первыми образцами народной песни как жанра в мордовской музыке»2.

Одной из форм совместной творческой деятельности композиторов и поэтов-песенников в 50-е гг. XX в. стали совместные отчетные выступления перед широкой аудиторией с показом созданных песен. Авторы при этом могли непосредственно наблюдать, как их произведения воспринимаются слушателями.

С середины 60-х гг. в развитии мордовской музыкальной культуры наступает новый этап, характеризующийся важными качественными изменениями. До 60-х гг. композиторы преимущественно цитировали народную песню или создавали мелодии, близкие ей по духу и языку. С 60-х гг. эта тенденция заметно ослабевает. Вместо прямого цитирования связь с народной песней проявляется через глубоко трансформированные мелодико-гармонические и ритмические элементы мордовской народной музыки. Большим достижением в области пропаганды народной музыки является создание мордовской государственной филармонии. Существовало несколько концертных бригад. В них входили ансамбль песни и танца «Умарина», фольклорный ансамбль «Келу», оркестр русских народных инструментов, эстрадный ансамбль «Лайме», а также отдельные исполнители. Плеяду профессиональных вокальных исполнителей составляли мастера мордовского вокального (академического) искусства Р. С. Анисимова, В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, А. В. Яш-нов, И. М. Яушев. Для пополнения своего репертуара певцы занимались собирательской деятельностью — записывали песенный фольклор3.

Ансамбль песни и танца «Умарина» стал живым и непосредственным пропагандистом мордовского и русского народного песенного и танцевального искусства. Именно этот коллектив воспитал плеяду профессиональных солистов-исполнителей народной песни (М. Н. Антонова, Р. М. Беспалова, Д. И. Еремеев, В. А. Грачева, И. П. Рузманова)4. Все они в разное время являлись солистами ансамбля «Умарина». «Заметное место в культурной жизни республики играет фольклорный коллектив „Келу", быстро завоевавший признание и любовь музыкальной общественности не только в Мордовии, но и за ее пределами. Под руководством Г. И. Сураева-Королева ансамбль усвоил основные стили традиционного многоголосия и создал целый ряд исполнительских версий произведений народной классики»5. Из этого коллектива вышли профессиональные певцы А. Г. Атласова, Л. П. Князькова, Г. Н. Мак-шева, А. В. Панишева. Они получили широкое признание в творческой среде и у слушательской аудитории в качестве отдельных солистов, пропагандирующих и популяризирующих традиционные мордовские песни и вокальную музыку композиторов Мордовии.

Таким образом, на первом этапе становления и развития народно-певческого исполнительства четко прослеживаются два основных направления: творчество сказителей и профессиональные исполнители мордовской народной песни.

Общение с традиционной песней многим выдающимся исполнителям позволило постичь тайны вокального искусства мордовского народа: традиционная проголосочная манера пения, многоголосие, наличие ангемитоники и дис-сонансных созвучий. «Артисты Мордовии унаследовали отношение к народному творчеству как к искусству высокого эстетического идеала. По мнению Н. М. Мирской, широкая известность и признание свидетельствует не только об их таланте, но и о значительной роли в развитии мордовской исполнительской культуры»6.

В настоящее время развитие народно-певческого исполнительского искусства в республике идет по двум направлениям: развитие самодеятельного и профессионального певческого искусства. Оба направления весьма значимы. Развитие художественной самодеятельности выходит на новый этап. Период, когда художественной самодеятельностью занимались только одаренные энтузиасты, не имевшие музыкального образования, уходит в прошлое. «Подлинная самодеятельность сохранилась в чистом виде весьма в незначительной степени, часто только в школьной, студенческой среде и в сельской местности», — пишет Н. И. Бояркин7. Это народный хор с. Кочетовка Инсарского района, Старо-теризморский народный фольклорный хор, фольклорный ансамбль «Цёковне» с. Низовка Ардатовского района, ансамбль «Диголя» Чамзинского района.

В настоящее время в самодеятельной творческой среде можно отметить нескольких певцов-солистов народно-певческого направления: И. Имярекова, А. Рябова, И. Сургаев (Краснослободский район); В. Кирдяпкина (Зубово-Полян-ский район); А. Стенина (Ковылкинский район); А. Яшина, Г. Волкова (Торбеевский район) и др. Они являются лауреатами и дипломантами региональных, республиканских и городских фестивалей и конкурсов. В последнее время в самодеятельном художественном творчестве работают если не профессиональные исполнители, то люди, имеющие специальное музыкальное образование.

Новый этап в развитии народно-певческого исполнительства на профессиональной сцене ознаменован появлением таких певцов, как А. Н. Куликова, Н. В. Маркова, Н. В. Спир-кина. Исполнительницы имеют ярко выраженную народную манеру пения, основу их репертуара составляет в большей части мордовская народная песня. Их творческая карьера начиналась в качестве солисток ансамблей «Умарнина» и «Келу» и переросла в самостоятельное сольное исполнительское творчество. В начале 90-х гг. на сцене появляются исполнители народных песен, получившие профессиональное вокальное образование: Е. В. Гринина, Н. И. Касаткина, С. В. Колесникова, И. П. Учватова и др. Появляются новые коллективы: театр песни «Россичи», ансамбль казачьей песни «Разгуляй». В это время народная песня получает иную трактовку. Помимо исполнения в традиционной народной манере, она также начинает звучать в эстрадной обработке, что не всегда положительно сказывается на сохранении народно-певческой традиции. С появлением на сцене профессиональных исполнителей народно-певческое исполнительство вышло на новый уровень развития, получило мощный импульс для дальнейшего бытования на эстраде. Народная песня становится разноплановой как по манере исполнения, так и по стилистике сценического воплощения.

Таким образом, пройдя путь становления, народно-певческое исполнительство Мордовии проявило свой, неповторимый и своеобразный почерк. С переходом от аутентичного, традиционного к профессиональному воплощению народной песни на эстраде происходили различные стилистические изменения: профессиональное исполнительство, массовая пропаганда национального искусства, обращение к фольклорному началу, стилизация народной песни.

В профессиональном народно-певческом исполнительстве можно выделить три категории исполнителей:

1. Яркие представители художественной самодеятельности, ставшие артистами-профессионалами и получившие параллельно специальное образование в различных школах профессионального музыкального мастерства (А. Н. Куликова, Н. В. Маркова и Н. В. Спиркина).

А. Н. Куликова обладает голосом звонкого тембра, в совершенстве владеет народной манерой пения. Сценическая выразительность, творческая индивидуальность артистки, дополненные особой привлекательностью, позволили ей добиться на сцене большого успеха и найти своего зрителя. В интерпретации Н. В. Спиркиной народная песня звучит в более мягкой прозрачно-светлой исполнительской манере, что соответствует характеру самой певицы, ее сценическому образу. Удивительный по гибкости, тембровому богатству голос Н. В. Марковой звучит с проникновенной нежностью, задушевностью. Ее исполнительская манера близка к традиционной проголосочной народной манере пения.

2. Артисты, получившие классическое музыкальное образование — мастера вокального искусства (М. Н. Антонова, Р. М. Беспалова, Д. И. Еремеев, В. С. Киушкин, И. М. Яушев). Они способствовали созданию своеобразной вокальной школы Мордовии, характерными чертами которой стали интонационная сущность национального художественного образа и этнический характер музыкального языка: наличие диссонансных созвучий, опевание определенных интервалов, ладовый окрас, наличие ангемитоники. Благодаря этому сложились традиции исполнения мордовской народной песни.

3. Новое поколение солистов-исполнителей народной песни, целенаправленно занимающихся народной певческой культурой. Это выпускники специализированных музыкальных вузов Е. В. Гринина, Н. И. Касаткина, С. В. Колесникова, И. П. Учватова. Палитра их сценических образов весьма разнопланова: от причета в стиле аутентичного исполнения до патриотического звучания «массовой» авторской песни и своеобразного смягчения стилистики фолькмодерновых направлений. С их приходом народная песня получила иную

трактовку. Помимо исполнения в традиционной народной манере, она также начинает звучать в эстрадной обработке. Впитав в себя основы самодеятельного искусства, обогатив их знаниями, синтезировав это с музыкальной современностью, профессиональное народно-певческое исполнительство вышло на новый этап, заняв достойное место на современной эстраде.

Обращение к народному творчеству — постоянно действующая тенденция профессиональной народно-певческой исполнительской культуры в Мордовии. Год от года она набирает силы, обогащается новыми красками. Исполнение народной песни становится все более действенным фактором современной культуры не только республики, но и российской. Сегодня для профессионального народно-певческого исполнительства характерна многоаспектность жанров и стилистики, что согласуется с мировым музыкальным процессом конца XX — начала XXI в.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бояркин Н.И. Становление мордовской профессиональной музыки. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. С. 14.

2 Фетисов М.И. Мордовские народные сказительницы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1953. С. 25.

3 См.: Памятники мордовского народного музыкального искусства / сост. Н.И. Бояркин; под ред. Е.В. Гиппиуса. Саранск, 1988. Т. 3. 334 с.

4 См.: Искусство Мордовии: библиогр. справочник / сост. О.В. Пашутина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1973. С. 47.

5 Кобозева И.С. Профессиональное музыкальное искусство Мордовии: программа дисциплины и метод. рекомендации. Саранск: [Б.и.], 2004. С. 19.

6 Мирская Н.М. Мастера сцены Мордовии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. С. 100.

7 Бояркин Н.И. Музыкальная культура: наболевшие вопросы // Мордовский народ: что нас волнует: сб. / сост. И.П. Долгаев, А.С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. С. 167.

Поступила 18.03.10.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0