В. А. Шубин. Формирование профессионального статуса будущего офицера государственной пожарной службы

В. А. ШУБИН       

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАТУСА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ШУБИН Владимир Анатольевич, преподаватель кафедры пожарно-строевой подготовки и газодымозащитной службы Ивановского института государственной противопожарной службы МЧС России.

Основой системы государственной пожарной службы России является организация подготовки профессиональных кадров. В связи с этим важную роль играет процесс формирования профессионального статуса будущих офицеров государственной пожарной службы (ГПС), популяризация которого мотивирует молодежь обучаться в военных вузах по специальностям ГПС.

Под профессиональным статусом мы понимаем место обладателей той или иной профессии в структуре общественных отношений, определяющей уровень их экономического положения, а также оценку и самооценку той роли, которую играет та или иная профессия в системе профессиональных отношений1.

В связи с этим актуальным представляется изучение основных факторов, влияющих на формирование профессионального статуса будущих офицеров ГПС. Для достижения поставленной цели в октябре 2007 г. был проведен опрос курсантов Ивановского института государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации методом анкетирования, в котором участвовало 300 чел. в возрасте от 17 до 25 лет, из них 63 курсанта первого курса, 58 — второго курса, 60 — третьего курса, 61 — четвертого курса, 58 — пятого курса. Абсолютное большинство опрошенных не женаты (90,3 %), причем 1 % — разведены.

Почти треть опрошенных (30,1 %) выбрали профессию пожарного по личному желанию, еще треть — по семейной традиции или совету родителей (18,1 и 16,4 % соответственно), 13,4 % — по совету друзей или знакомых. Весьма показательна невысокая активность военнослужащих в агитации молодежи для обучения в военном вузе по специальностям ГПС: только 7 % опрошенных отметили, что выбрали профессию пожарного по направлению военной части, 6,7 % — по рекомендации работников пожарной охраны. Почти половина курсантов (44,4 %) приехала учиться в Иваново из других регионов России.

Мотивация выбора Ивановского института ГПС оказалась весьма разнообразной. Каждый четвертый опрошенный (24,3 %) выбрал этот институт по личному желанию, а каждый пятый (19,7 %) — по рекомендации работников пожарной охраны. Основным мотивом выбора данного вуза для курсантов, проживающих в г. Иваново, является личное желание (36,7 % курсантов, проживающих в г. Иваново). Главный мотив выбора вуза для курсантов из районов Ивановской области — совет родителей (21,6 %), а для приехавших из других регионов страны — рекомендация работников пожарной охраны (22,6 %).

Непопулярность профессии пожарного среди молодежи обусловлена многими факторами. Среди них заметную роль играет школа. Так, 98,3 % опрошенных курсантов отметили, что в учебном заведении, которое они закончили до вуза, не проводились мероприятия, способствующие ориентации молодежи на обучение специальностям ГПС. А в школах районов Ивановской области и вовсе нет ни одного зарегистрированного в ходе опроса случая подобного проведения мероприятий.

Основной причиной выбора профессии пожарного среди курсантов является ее героичность, сознание ее необходимости (35,3 %). Среди прочих причин курсанты отметили возможность реализовать свои способности (14,6 %), возможность получения жилплощади, прописки (11,9 %), общественное признание результата труда (11,2 %), оплата труда (11,2 %).

Абсолютное большинство курсантов довольно тем, что учится в Ивановском институте ГПС: 50,7 % безусловно довольны и еще 46,2 % — скорее довольны, чем не довольны. В то же время отмечены и недостатки вуза. Так, организацией учебно-воспитательного процесса не довольны 14,4 % курсантов, глубиной полученных знаний — 12,7 %, профессионализмом преподавательского состава — 16,4 %,  отношением преподавателей к курсантам —13,3 %, организацией личного времени курсантов — 20,1 %, микроклиматом курсантской среды — 14,4 %, социально-бытовыми условиями проживания и обучения курсантов — 25,5 %. Следует отметить, что почти половина (44,4 %) из недовольных собираются сменить специальность в системе ГПС.

Девять из десяти курсантов сразу или достаточно быстро привыкли к условиям обучения и проживания в институте. Кто-то попал в идеальные для себя условия (20,7 %), кто-то изначально был морально и физически подготовлен к обучению в военном вузе (29,7 %), 40,3 % курсантов освоились не сразу, но достаточно быстро, чему способствовала благоприятная атмосфера в коллективе. Об этом свидетельствует то, что почти 95 % опрошенных отметили дружеские отношения между курсантами, хотя половина из них указала на случаи неуставных отношений, с которыми сталкивались 35,5 % курсантов, проживающих в г. Иваново, 65,9 % приехавших из Ивановской области и 52,7 % приехавших из других регионов страны. Примечательно, что о разрозненности коллектива говорили в основном курсанты младших курсов, чем старше курс обучения, тем меньше доля указавших такой вариант ответа, а среди пятикурсников таковых не оказалось.

В Ивановском институте достаточно хорошо обстоят дела с обмундированием личного состава. Только 10,5 % курсантов отметили проблемы с обмундированием (не соответствует размер), тогда как 36,9 % никогда не сталкивались с такой проблемой, а 52,6 % полагают, что вопросы с обмундированием всегда решались относительно быстро.

Большинство курсантов считают, что на организацию досуга и отдыха отводится достаточно свободного времени (56,3 %). В то же время каждый четвертый (25,4 %) отметил, что свободного времени для отдыха не хватало. Это прежде всего связано со способностями некоторой части курсантов к освоению учебного материала. Отметим, некоторую закономерность: чем выше курс обучения, тем больше свободного времени у курсантов, и наоборот, курсанты по-разному используют свободное время в процессе обучения. Большинство занимается самопросвещением и самоподготовкой.

Рисунок доступен в PDF версии журнала.

 

 

Абсолютное большинство курсантов положительно оценили роль преподавателей в их жизни. Так, 47,3 % опрошенных отметили, что преподаватели активно участвуют в личной жизни курсантов, помогая самореализоваться в рамках традиций общества, 33,0 % указали, что преподаватели иногда интересуются личной жизнью курсантов, не влияя на нее. Курсанты отметили также и наличие в среде преподавателей назойливых и безразличных людей. Каждый десятый отметил, что преподаватели активно навязывают им свое мировоззрение, либо просто безразлично относятся к курсантам.

По мнению курсантов, именно воспитательная работа командиров, основанная на личном опыте, в первую очередь влияет на становление курсантов как истинных офицеров. Среди всех факторов, влияющих на становление профессионального статуса будущих офицеров, курсанты выделили личный пример командиров (20,3 %); воспитательную работу командиров (18,6 %); престиж профессии (15,9 %); образовательную среду военного вуза (18,6 %); влияние авторитета известных и заслуженных военных (10,8 %); учебный процесс (7,1 %).

Наиболее эффективной формой материального поощрения курсанты считают денежное вознаграждение (59,7 %). Каждый пятый (21,7 %) с удовольствием получили бы путевку в санаторий или дом отдыха, а 18,0 % — не отказались бы от ценного подарка.

Наиболее эффективной формой морального поощрения курсанты признали отпуск (35,8 %). Кроме этого эффективными формами морального поощрения курсанты считают благодарность в приказе (16,2 %) и занесение на Доску почета (12,8 %), чуть меньше — награждение почетной грамотой (8,8 %), правительственными и ведомственными наградами (8,1 %) и освещение заслуг в СМИ (7,8 %).

Абсолютное большинство опрошенных (88,8 %) ничего не изменили бы в организации учебно-воспитательного процесса в Ивановском институте ГПС, их все устраивает. Среди прочих вариантов ответа на этот вопрос встречались улучшение условий проживания курсантов (3,5 %), увеличение свободного времени курсантов (1,3 %), а также увеличение количества занятий и практики (1,2 %).

Несмотря на положительную оценку функционирования института, курсанты отметили ряд характеристик труда пожарного, которые им не нравятся в их работе. Основной является оплата труда (34, %).

Примечательно, что больше половины опрошенных (56,0 %) не собираются менять работу, в то время как 3,7 % собираются уйти из ГПС, а 26,7 % намерены продвигаться по службе в ГПС. Отношение родных и близких курсантов к их выбору специальности в основном доброжелательное, уважительное (82,3 %).

Основными направлениями улучшения работы ГПС курсанты считают увеличение заработной платы (43,0 %), повышение престижа профессии (27,7 %), улучшение технической оснащенности (19,3 %), внесение изменений в график несения службы (14,7 %). Отрадно, что 82,4 % курсантов никогда не сталкивались с положением, когда бы служащий ГПС стеснялся сказать, что он пожарный. Однако, как показал опрос, такая ситуация иногда возникает (8,1 %).

Таблицы доступны в PDF версии журнала.

Таким образом, основными факторами, влияющими на формирование профессионального статуса будущих офицеров ГПС, являются, во-первых, личное желание молодого человека; во-вторых, личный пример командиров, известных и заслуженных военных (труд и поступки профессионалов определяют положительный имидж этой сферы деятельности); в-третьих, престиж профессии: в этом направлении необходимо развивать техническую оснащенность пожарных частей, заботиться о социально-бытовых условиях военнослужащих и курсантов, материально и морально стимулировать их труд, в том числе и на государственном уровне; в-четвертых, организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Многое зависит от правильного распределения учебного и свободного времени, качества образовательных программ, уровня подготовленности преподавателей, технической оснащенности учебного процесса, количества и качества производственной практики и многого другого.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 См.: Александрова Т. Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социол. исслед. 2000. ¹ 8. С. 11—17.

Поступила 09.06.08.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная