Е. В. Головацкий, Е. А. Кранзеева А. В. Орлова. Социально-политическое взаимодействие горожан и власти в условиях транспортных нововведений (реформа городов Кузбасса)

УДК 323:656(471.17)

doi: 10.15507/2413-1407.123.031.202302.255-274

Аннотация

Введение. В настоящее время в социально-политическом взаимодействии населения и представителей власти обнаруживается тенденция интенсивности проявления социальных и политических отношений. Горожане в условиях сетевых реактивных коммуникаций в информационном поле включаются в этапы планирования и реализации территориального управления, демонстрируют запрос на инновационные проекты, продукты и практики взаимодействия на городской территории. Цель статьи – по результатам проведенного исследования представить характер и особенности социально-политического взаимодействия горожан с органами власти в режиме освоения транспортных нововведений.

Материалы и методы. В исследовании применялся метод контент-анализа. Удалось получить уникальные единицы измерения – оценки пользователей региональных сетевых ресурсов транспортных инноваций в городах Кемерово и Новокузнецк. Анализ новостных порталов и сайтов публикаций городских событий, а также публичных страниц сообществ в социальных сетях позволил выявить активные, лояльные и пассивные категории пользователей транспортных услуг, определить векторы освоения транспортных нововведений, представить стратегии отношения и поведения к реформе жителей региона.

Результаты исследования. Опыт пассажирской транспортной реформы выявил наличие противоречивых гражданских оценок и запросов на инновации, население уверенно включается в активное и ответственное, судя по заявлениям многих жителей, участие в развитии и наполнении городской среды новыми коммуникативными практиками. В результате исследования обнаружены несколько различающиеся стратегии освоения нововведений. В Новокузнецке инициаторами нововведения была выбрана более динамичная и транспортно-ориентированная стратегия; основные коррекционные и мобилизующие этапы осуществлялись непосредственно в заданном временном лаге. В Кемерове использована модель последовательного инкорпорирования транспортных нововведений в сложившуюся схему городских коммуникаций. Определены различия в использовании инструментальных, экономических, культурных и социальных ресурсов в рамках внедрения транспортных инноваций.

Обсуждение и заключение. В итоге были обнаружены направления, требующие внимания исследователей и управленцев: актуальность сетевых коммуникаций в отношении городских проблем («цифровая политика»), социальные коммуникации городского населения и власти в условиях реактивных отношений; транспортная пассажирская коммуникация города (агломерации) и др. Исследование представляет практический сравнительный интерес организации инновационных городских проектов для социологов, исследователей территории, административных и политических управленцев.

Ключевые слова: социально-политическое взаимодействие, городская территория, горожане, транспортная реформа, Кемеровская область

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Головацкий Е. В., Кранзеева Е. А., Орлова А. В. Социально-политическое взаимодействие горожан и власти в условиях транспортных нововведений (реформа городов Кузбасса) // Регионология. 2023. Т. 31, № 2. С. 255–274. https://doi.org/10.15507/2413-1407.123.031.202302.255-274

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хегай Ю. А. Зарубежный опыт транспортной политики // Теория и практика общественного развития. 2013. № 8. С. 350–352. EDN: RBKFBF

2. Behrens K., Robert‐Nicoud F. Survival of the Fittest in Cities: Urbanisation and Inequality // The Economic Journal. 2014. Vol. 124, issue 581. Pp. 1371–1400. https://doi.org/10.1111/ecoj.12099

3. Schneider J. A. Organizational Social Capital and Nonprofits // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2009. Vol. 38, issue 4. Pp. 643–662. https://doi.org/10.1177/0899764009333956

4. Silái I., Vitková L. Public Spaces and the Reflection of Society and its Culture // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017. Vol. 245, issue 4. https://doi.org/10.1088/1757-899X/245/4/042009

5. Galderisi A., Colucci A. Smart, Resilient and Transition Cities Emerging Approaches and Tools for a Climate-Sensitive Urban Development. Elsevier, 2018. 283 p. URL: https://www.elsevier.com/books/smart-resilient-and-transition-cities/galderisi/978-0-12-811477-3 (дата обращения: 18.07.2022).

6. Beard J. R., Montawi B. Age and the Environment: The Global Movement Towards Age-Friendly Cities and Communities // Journal of Social Work Practice. 2015. Vol. 29, issue 1. Pp. 5–11. https://doi.org/10.1080/02650533.2014.993944

7. Greenfield E. A. Age-Friendly Initiatives, Social Inequalities, and Spatial Justice // The Hastings Center Report. 2018. Vol. 48, issue 53. Pp. 41–45. https://doi.org/10.1002/hast.912

8. Ceder A. Urban Mobility and Public Transport: Future Perspectives and Review // International Journal of Urban Sciences. 2021. Vol. 25, issue 4. Pp. 455–479. https://doi.org/10.1080/12265934.2020.1799846

9. Loos E., Sourbati M., Behrendt F. The Role of Mobility Digital Ecosystems for Age-Friendly Urban Public Transport: A Narrative Literature Review // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, issue 20. https://doi.org/10.3390/ijerph17207465

10. Vehicle-Assisted Techniques for Health Monitoring of Bridges / H. Shokravi [et al.] // Sensors. 2020. Vol. 20, issue 12. Pp. 34–60. https://doi.org/10.3390/s20123460

11. Sliwa B., Piatkowski N., Wietfeld C. The Channel as a Traffic Sensor: Vehicle Detection and Classification Based on Radio Finger-Printing // IEEE Internet of Things Journal. 2020. Vol. 7, no. 8. Pp. 7392–7406. URL: https://www.semanticscholar.org/reader/2b33065a5a8b93619a86469f9f97a4d6b63d68d9 (дата обращения: 18.07.2022).

12. Won M. Intelligent Traffic Monitoring Systems for Vehicle Classification: A Survey // IEEE Access. 2020. Vol. 8. URL: https://arxiv.org/pdf/1910.04656.pdf (дата обращения: 18.07.2022).

13. Vehicle Detection with Occlusion Handling, Tracking, and OC-SVM Classification: A High Performance Vision-Based System / R. Velazquez-Pupo [et al.] // Sensors. 2018. Vol. 18, issue 2. https://doi.org/10.3390/s18020374

14. Урбан О. А., Демчук Н. В. Социальные практики ресурсообеспечения в некоммерческом секторе ресурсного региона // Регионология. 2022. Т. 30, № 1. С. 103–128. https://doi.org/10.15507/2413-1407.118.030.202201.103-128

15. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Стратегическое территориальное планирование в регионах России // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. № 3. С. 7–21. https://doi.org/10.24411/2071-6435-2018-10023

16. Филоненко В. И., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Город и «городское»: тождество и различие // Регионология. 2022. Т. 30, № 1 (118). С. 204–225. https://doi.org/10.15507/2413-1407.118.030.202201.204-225

17. Березинец И. В., Соколова Е. В. Транспортная система и город: какой должна быть транспортная реформа // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020. Т. 19, № 3. C. 362–384. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2020.304

18. Скоромец Е. К., Клиценко М. В. Удовлетворенность качеством транспортной инфраструктуры как индикатор социального самочувствия населения города Хабаровска // Теория и практика общественного развития. 2017. № 5. С. 52–54. http://dx.doi.org/10.24158/tipor.2017.5.12

19. Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Орлова А. В. Практики мобильностей жителей областного центра как основа транспортной политики региона // Научное обозрение. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2020. № 3-4. С. 69–83. http://doi.org/10.26653/2076-4685-2020-3-4-07

20. Межох З. П., Лукашева И. В. Глобализация – фактор, определяющий современное развитие транспортной системы // Бюллетень транспортной информации. 2007. № 10. С. 14–17.

21. Лычко С. К., Мосиенко Н. Л. Общественный транспорт в практиках мобильности: повседневные маршруты горожан // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 5. С. 256–273. http://doi.org/10.14515/monitoring.2016.5.14

22. Алгоритм развития общественных пространств крупных городов в условиях их урбанизации / С. Г. Тяглов [и др.] // Регионология. 2020. Т. 28, № 4 (113). С. 778–800. http://doi.org/10.15507/2413-1407.113.028.202004.778-800

23. Ускова Т. В., Бабич Л. В. Использование человеческого капитала в контексте устойчивого развития региона // Регионология. 2021. Т. 29, №. 4. С. 820–839. https://doi.org/10.15507/2413-1407.117.029.202104.820-839

24. Кранзеева Е. А., Орлова А. В., Нятина Н. В., Григорик Н. Н. Соучастие населения региона в реализации национальных проектов: ретроспектива и перспектива // Регионология. 2020. Т. 28, № 3 (112). С. 490–515. https://doi.org/10.15507/2413-1407.112.028.202003.490-515

25. Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Орлова А. В. Социальное и политическое взаимодействие местных сообществ региона в условиях реактивных отношений: кейсы благоустройства городского пространства // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 81–90. https://doi.org/10.17223/15617793/464/10

26. Головацкий Е. В., Нятина Н. В. Ресурсы гражданских инициатив в городах Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета. Сер.: Политические, социологические и экономические науки. 2019. № 3 (13). С. 300–309. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2019-4-3-300-309

27. Китчин Р. Управляемый данными сетевой урбанизм // Шаги/Steps. 2017. № 2. С. 98–116. EDN: ZFAXWT

28. Кранзеева Е. А., Головацкий Е. В., Орлова А. В. Реактивное взаимодействие власти и населения в социальных сетях: транспортная реформа г. Новокузнецк // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1, № 1 (1). С. 24–30. URL: https://jsocnet.ru/ru/nauka/article/53092/view (дата обращения: 18.07.2022).

Поступила 10.10.2022; одобрена после рецензирования 16.11.2022; принята к публикации 28.11.2022.

Об авторах:

Головацкий Евгений Васильевич, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета (650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8485-5852, Researcher ID: U-4714-2017, xomaik@rambler.ru

Кранзеева Елена Анатольевна, доктор социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологических наук Кемеровского государственного университета (650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2577-9017, Researcher ID: S-7024-2017, elkranzeeva@mail.ru

Орлова Анна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологических наук Кемеровского государственного университета (650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8568-6763, Researcher ID: AAM-6962-2020, anniov@bk.ru

Заявленный вклад авторов:

Е. В. Головацкий – изучение концепции; проведение анализа материалов; подготовка первоначального варианта текста.

Е. А. Кранзеева – изучение концепции; критический анализ и доработка текста.

А. В. Орлова – участие в анализе концепции; сбор, обработка и анализ информации; доработка и оформление материалов статьи.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

 

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная