В. А. Шехмаметьева. Государственное регулирование межэтнических отношений в республиках Приволжского федерального округа

В. А. ШЕХМАМЕТЬЕВА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКАХ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ШЕХМАМЕТЬЕВА Венера Алимовна, старший преподаватель кафедры истории и политологии Волго-Вятской академии государственной службы (г. Нижний Новгород).

Ключевые слова: национальная политика; межнациональные отношения; межэтническое взаимодействие; межконфессиональное взаимодействие; национальные республики; национальный состав; органы государственной власти; управленческие решения; национальные культуры; региональные элиты

Key words: national policy; international relations; inter-ethnic interaction; inter-confessional interaction; national republics; ethnic composition; state power bodies; managerial decisions; national cultures; regional elites

Современная этнополитическая ситуация диктует необходимость выработки эффективных механизмов, позволяющих воздействовать на сферу межнациональ ных отношений. Представляет интерес опыт реализации государственной национальной политики на феде ральном и региональном уровнях. В России сферу национальных отношений регулирует Концепция государственной национальной политики РФ, утвержденная Указом Президента РФ в 1996 г., в которой закреплены основные принципы реализации политики государства в области развития межэтнического взаимодействия. Извест но, что государственная национальная политика постоянно конкретизируется в зависимости от межэтниче ских отношений, сложившихся в конкретном регионе, в связи с чем многие субъек ты РФ, где вопрос межэтнических отношений является одним из приоритетных, разработали свои концепции национальной политики республик1 в соответствии с федеральной, опре деляющие этнополитическую стратегию региона с учетом региональной специфики.

В ПФО и его субъектах ведется конструктивный диалог между органами государственной власти, религи озными организациями, национально-культурными автономиями. Ведется мониторинг межнацио нальных отношений, осуществляется организационная и финансовая поддержка национальных СМИ, мероприятий. Важность принятия эффективных управленческих реше ний в области межэтнического общения их государственного регулирования обусловлена многонациональным составом субъектов округа, которые представляют следующий уровень управления — управление субъектами ПФО.

Этническая структура национальных республик ПФО весьма разнообразна. В Республике Татарстан (РТ) числен ность населения составляет 3 779 тыс. чел., татары со ставляют большинство — 52,9 % (2 000,116 тыс. чел.), на втором месте русские — 39,5 % (1 492,602), на третьем — чуваши — 3,34 % (126,532 тыс. чел.), остальные народы — 4,26 %2. В Республике Мордовия численность населения составляет 888,8 тыс. чел. Больше половины населения — русские (60,8 % — 540,7 тыс. чел.), на втором ме сте — мордва (31,9 % — 283,9 тыс. чел.), на третьем — татары (5,2 % — 46,3 тыс. чел.), остальные — 2,1 %3.

В Чувашской Республике (ЧР) численность населения составляет 1 313,8 тыс. чел., где доля чувашей примерно 67,7 % (889,3 тыс. чел.), русских — 26,5 % (348,5 тыс. чел.), татар — 2,8 % (36,4 тыс. чел.), остальных — 3 %4.

Итоги переписи 2002 г. показали изменения в национальном составе республик. В целом произошло общее снижение численности населения, уменьшилось количество основных национальностей республик, в отличие от татарского населения. Причинами этих изменений следует назвать естественное движе ние населения, процессы внешней миграции, сложившиеся под влиянием распада СССР, а также ассимиляцию отдельных этносов и, как следствие, смену этниче ского самосознания, дисперсное расселение мордвы и др.

В РТ сложилась и успешно функцио нирует система регулирования и взаимодействия в сфере межнациональных, межэт нических отношений, в которой значительную роль играют органы государствен ной власти и общественные этнокультурным объединения. К органам государ ственной власти, занимающимся в рамках своей компетенции вопросами нацио нальных отношений, относятся Комитет по культуре, науке, образованию и нацио нальным вопросам Государственного Совета РТ; отдел этнической политики Управ ления по вопросам внутренней политики Президента РТ; отдел по работе с обще ственными организациями и средствами массовой информации Кабинета мини стров РТ; Совет по делам религий при Кабинете министров РТ; отдел межрегио нального и межнационального сотрудничества и выставочной деятельности Мини стерства культуры РТ; отдел учебно-методической литературы и межрегионального сотрудничества Министерства образования и науки РТ; сектор межрегионального и международного сотрудничества Министерства по делам молодежи, спорта и туриз му РТ и др. В рамках Общественной палаты работают Комиссия по вопросам этноконфессиональных отношений, а также Ассамблея народов Татарстана, куда входят представители народов, проживающих на территории РТ5.

Сохранение самобытности, культуры народов, проживающих на территории республики, и укрепление стабильных, доброжелательных отношений находятся в центре внимания руководства. В связи с этим используются различные формы и методы взаимодействия между многонациональным народом Татарстана, государственными структурами и общественными организациями: прово дятся семинары, круглые столы, конференции, фестивали, дни культур, республи канские национальные праздники6 и др. Председатель Госсовета РТ в рамках дней удмуртской культуры подчеркнул, что ситуация, связанная с сохранением самобытности культур народов, проживаю щих в Татарстане, будет носить все более позитивный характер. «Мы бе режем дружбу и взаимопонимание между народами как ценное достояние нашей республики»7.

Сохранение стабильности, гармонизация социальных отношений, защита прав всех категорий и слоев населения, удовлетворение национальных культурных по требностей являются важнейшими задачами государственных структур и общественных органи заций. Благодаря настойчивости и политической воле руко водства Татарстана и Башкортостана граждане будут получать паспорта нового образца со вкладышами, дубли рующими тексты на языке республики.

В данном случае государство по шло на встречу населению и проявило уважение к их национальным интересам.

Оказание поддержки и содействия развитию национальных культур народов, проживающих на территории Мордовии, а также национально-культурным цен трам и общественным объединениям возлагается на Министерство культуры РМ. Основная обязанность по проведению государственной политики и межотраслевой координации в сфере национального развития и межнациональных отношений на территории РМ возлагается на Государственный комитет РМ по национальной полити ке8. Также эти вопросы рассматриваются общественным Советом по разви тию православной культуры в РМ, комиссией Общественной палаты по культуре, сохранению культурного и духовного наследия и развитию благотворительности.

В 2007 г. в Мордовии прошел I Международный фестиваль культур финно-угорских народов. В рамках 1 000-летия единения мордовского народа с другими народами России состоялась Международ ная научно-практическая конференция «Финно-угры как часть мировой культуры». При непосредственном участии органов государственной власти проводятся международные, всерос сийские и межрегиональные фестивали, дни культуры РМ в республиках и областях с компактным проживанием мордовского населения. В по слании Госсобранию РМ Глава РМ Н. М. Меркушкин отметил: «Мы должны бережно сохранять уходящие корнями вглубь веков сложившиеся в республике тра диции межнационального согласия, мира и дружбы между людьми разного вероис поведания»9.

В ЧР вопросами межэтнических отношений занимается Ми нистерство культуры по делам национальностей, информационной политики и ар хивного дела ЧР, создан и действует Совет по делам национальностей, функционируют национально-культурные объединения.

В рамках проекта «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерант ности в России»10, начатого в 2002 г. в России, Чувашия была одним из пилотных регионов11.

Для укрепления и развития доверительных и уважительных отношений между различными этническими общностями, составляющими народ Чувашии, руководством республики реализу ется ряд мероприятий: проводятся конференции, круглые столы, семинары, фольк лорные праздники, выставки народного творчества и т. п. В 2001 г. опубликована «Краткая чувашская энциклопедия». Кроме того, издаются книжная серия «Замечательные люди Чувашии», «Библиотека Президента Чувашии», многотомная чувашская энциклопедия и т. д.12

В конце 2005 г. была утверждена Республиканская целевая программа «Культу ра Чувашии: 2006—2010 годы». Основными целями программы являются развитие и реализация культурного и духовного потенциа ла народов, проживающих в республике, как основы ее динамичного развития; обеспечение государственных гарантий доступности достижений национальной, отече ственной и мировой культуры для жителей Чувашии13. Для освещения деятель ности органов государственной власти и национально-культурных объединений в ЧР и других субъектах РФ заключено соглашение об информационном сотрудни честве в сфере культуры и межнациональных отношений14.

Таким образом, в процессе регулирования межэтнических отношений необходимо помнить, что никакие политические, социальные, экономические причины не должны стать поводом для обострения межнациональных отношений. Меры, принимаемые региональной властью для стабили зации межэтнических отношений, являются показателем эффективности власти, от этого зависит уровень доверия к ней населения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстан, утвержденная Указом Пре зидента РТ от 3 июля 2008 г. ¹ УП-312. URL: www.an-tat.ru/?id=14 (дата обращения: 16.02.2009); Концепция государственной националь ной политики Чувашской Республики, утвержденная Постановлением Кабинета министров ЧР от 31 июля 1998 г. ¹ 223. URL: www.indem.ru/Ceprs/Minorities/Chuvash/p233konc.doc (дата обращения: 16.02.2009).

2 См.: Национальный состав и владение языками, гражданство. М.: ИИЦ «Статистика России», 2004 (итоги Все рос. переписи населения 2002 г.: в 14 т. / Федер. служба гос. статистики. Т. 4. Кн. 1). С. 71—87.

3 Там же.

4 Там же.

5  См.: По материалам официального сервера Республики Татарстан. URL: www.tatar.ru (дата обращения: 19.02.2009).

6  Республиканские национальные праздники в Татарстане в 2008 г.: 24 мая — XVI Республиканский русский фольклор ный праздник «Каравон», 7—21 июня — татарский праздник «Сабантуй» в районах и городах республики, 14 июня — IX Республиканский праздник удмуртской культуры «Гырон быдтон», 15 июня — XI Республиканский праздник марий ской культуры «Семык», 21 июня — V Республиканский праздник мордовской культуры «Балтай», 5 июля — XIII Рес публиканский чувашский фольклорный праздник «Уяв», 6 июля — Республиканский фольклорный праздник славян ской культуры «Ивана Купалы», 12 июля — VIII Республиканский фольклорный праздник кряшен «Питрау». URL: www.anco-rt.ru (дата обращения: 25.02.2009).

7 См.: Парламентские вести. 2008. ¹ 3—4, март-апр. С. 15—16.

8 См.: Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 октября 2007 г. ¹ 469 «Вопросы Государственного коми тета Республики Мордовия по национальной политике».

9  См.: Послание Главы Республики Мордовия Государственному собранию. 25 ноября 2008 г.

10  См.: Материалы сайта сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. URL: www.eawarn.ru/content/view/16/31 (дата обращения: 19.03.2009); Правовые аспекты этнических отношений в России / под ред. Н.А. Ворониной и М. Галдина. М: «Деловая столица», 2004. С. 400—405.

11 См.: Бойко И., Харитонова В. Реализация проекта «Улучшение межэтнических отношений и развитие толерантности в России в Чувашской республике». URL: www.eawarn.ru/pub/Projects/WebHomeExpertsRep/ chuvash1.htm (дата обращения: 18.12.2008).

12  См.: Бойко И., Харитонова В. Хроника культурной и политической жизни // Бюлл. сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов от 31 августа 2002 г. ¹ 4016. С. 49—50.

13  Республиканская целевая программа «Культура Чувашии: 2006— 2010 годы». Чебоксары, 2005.

14  По материалам официального портала органов власти Республики Чувашия. URL: www.cap.ru (дата обращения: 19.03.2009).

Поступила 30.03.09.

Лицензия Creative Commons
All the materials of the "REGIONOLOGY" journal are available under Creative Commons «Attribution» 4.0