А. С. Гуреев. Концепция стратегии развития мясопродуктового подкомплекса региона

А. С. ГУРЕЕВ

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЯСОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕГИОНА

ГУРЕЕВ Анатолий Сергеевич, соискатель кафедры экономики кооперации и предпринимательства Саранского кооперативного института.

Ключевые слова: концепция; стратегическое управление; мясопродуктовый подкомплекс; цели и направления развития; процесс разработки и реализации концепции; программа

Key words: conception; strategic management; meat and product sub-complex; targets and development trends; process of development and implementation of the coneption; programme

На современном этапе экономического развития страны и имеющемся уровне ее продовольственного обеспечения очевидна необходимость совершенствования стратегического управления агропромышленным комплексом и его отдельными подкомплексами. Учитывая особо острую ситуацию на отечественном рынке мяса и мясопродуктов, наибольшее внимание, на наш взгляд, следует уделить процессу формирования стратегии развития мясопродуктового подкомплекса.

На развитие мясопродуктового подкомплекса сильное влияние оказывают региональные условия. Они определяют правила функционирования сельскохозяйственных производителей скота и птицы, предприятий мясной промышленности, торговых организаций, а также специфические особенности потребления мяса и мясных продуктов. К числу основных факторов, определяющих региональную специфику развития мясопродуктового подкомплекса, следует отнести такие, как природно-климатические условия, культурные и национальные традиции, уровень социально-экономического развития. В зависимости от силы и направления влияния этих факторов следует определять стратегические направления развития регионального мясопродуктового подкомплекса.

Существенная региональная дифференциация в развитии рынка мяса и мясных продуктов, проявляемая в разной емкости рынка, уровне самообеспеченности регионов мясом и мясопродуктами, уровне цен и темпах их роста, позволяет выделить различные группы регионов. Так, в зависимости от возможностей производства и переработки мясных ресурсов все регионы в России можно разделить на регионы-производители мяса-сырья (регионы Приволжского и Южного федеральных округов), регионы-переработчики мясной продукции (регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов), регионы, импортозависимые от мяса и мясных продуктов (города федерального значения, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Такое разграничение предопределяет необходимость дифференцированного подхода к стратегическому управлению развитием региональных мясопродуктовых подкомплексов.

Главным документом в системе стратегического управления любым объектом является концепция. В этом документе формулируются миссия (предназначение), стратегические цели и приоритетные направления развития, основные принципы и средства их реализации. Потребность в разработке концепции стратегии развития регионального мя-сопрдуктового подкомплекса обусловлена необходимостью государственного регулирования в условиях, когда только рыночные механизмы не могут обеспечить комплексное решение стратегических проблем.

Необходимо отметить, что в регионах практически отсутствует стратегическое управление в сфере АПК, его отраслях, комплексах и подкомплексах. Соответственно не используется и такой инструмент стратегического управления, как концепция развития, основным рычагом реализации которой являются комплексные и целевые программы. Существенным фактором, тормозящим этот процесс, является слабость методологического и методического обеспечения формирования таких документов1.

Необходимо обеспечить следование алгоритма разработки и реализации концепции принципам целенаправленности, управляемости, эффективности, учета территориальной и отраслевой специфики. Это предполагает, что этот процесс должен ориентировать все мероприятия на достижение стратегических целей, быть четко организован, согласован, стремиться к увеличению результативности при снижении расходов, а также сочетать территориальные и отраслевые интересы. При важности отмеченных принципов, на наш взгляд, необходимо особое внимание уделять принципу сочетания отраслевого и территориального управления, следование которому позволит обеспечить сбалансированное развитие регионального мясопродуктового подкомплекса2.

Необходимо подчеркнуть, что процесс разработки и реализации концепции должен осуществляться на основе циклического механизма управления, складывающегося из ряда последовательных действий: анализ — планирование — исполнение — контроль — воздействие. Функционирование циклического механизма управления разработкой и реализацией концепции, на наш взгляд, должно осуществляться в следующей последовательности: анализ и диагностирование ситуации, определение целей и задач, разработка модели ситуации и вариантов решений, оценка и выбор оптимального варианта решения, разработка организационного плана реализации выбранного решения, определение инструментов управления реализацией решения, формирование программы действий, исполнение программы действий, контроль за исполнением программы действий, оценка полученных результатов.

Концепция развития регионального мясопродуктового подкомплекса должна содержать четыре блока, имеющих разное функциональное назначение и позволяющих обеспечить эффективное развитие подкомплекса как одного из кластеров региональной экономики: аналитический, целевой, организационный и ресурсный.

На деятельность мясопродуктового подкомплекса Республики Мордовия оказывает негативное воздействие ряд дестабилизирующих факторов. Особо острыми угрозами являются низкий уровень эффективности производства мяса скота сельскохозяйственными производителями; ценовая конкуренция со стороны импортеров мяса и производителей мясной продукции из других регионов; ценовой диспаритет на производимую и потребляемую продукцию сельскохозяйственными производителями; высокий уровень физического и морального износа основных фондов сельскохозяйственных производителей скота и предприятий мясной промышленности; низкая платежеспособность населения республики; низкий уровень развития рыночной инфраструктуры.

Среди возможностей мясопродуктового подкомплекса Мордовии можно выделить большую неудовлетворенную

потребность населения в мясных продуктах; относительно удобное территориальное расположение к регионам с большой численностью потенциальных потребителей (Самарская, Нижегородская, Рязанская области, г. Москва); предпочтение потребителей отечественной мясной продукции; государственную поддержку производителей мясной продукции.

Учитывая объективные тенденции и факторы развития мясопродуктового подкомплекса республики на современном этапе, считаем, что его миссией является обеспечение населения региона и других территорий высококачественной и экономически доступной мясной продукцией, а также повышение уровня жизни занятых на предприятиях и в организациях подкомплекса. В соответствии с указанной миссией можно определить основные стратегические цели и приоритетные направления развития мясопродуктового подкомплекса региона. Учитывая сложность структуры этого подкомплекса, следует выделить несколько блоков стратегических целей. В качестве методологической основы была выбрана функционально-отраслевая структура мясопродук-тового подкомплекса. В числе таких блоков могут быть:

—  блок материально-технического обеспечения и обслуживания. Стратегической целью здесь должна выступить модернизация материально-технической базы субъектов мясопродуктового подкомплекса региона, направленная на повышение качества производимой продукции и конкурентоспособности региональных производителей. Для достижения этой цели в качестве приоритетных направлений развития мясопродуктового подкомплекса Мордовии следует определить максимальное обновление производственных фондов производителей и переработчиков мясной продукции; развитие сервисного обслуживания сельскохозяйственных производителей мяса скота и птицы;

—   блок сельскохозяйственного производства скота и птицы. Его стратегическими целями должны стать увеличение объемов производства мяса до уровня, обеспечивающего независимость региона от импорта; повышение качества производимого мяса для обеспечения его соответствия технологиям перерабатывающих предприятий и улучшения качества питания населения, позволяющего в необходимой степени поддерживать здоровье нации. Приоритетными направлениями для достижения этой стратегической цели должны стать увеличение поголовья КРС и свиней в хозяйствах региона, повышение продуктивности скота и птицы, соблюдение международных стандартов качества при производстве мяса скота и птицы;

— блок промышленной переработки мяса. Стратегическими целями здесь должны быть увеличение доли региональных предприятий на внутреннем рынке мясной продукции республики, усиление позиций региональных предприятий мясной промышленности на рынках мясных продуктов в уже занятых регионах, выход на новые региональные рынки мясных продуктов. Достижение этих целей требует обеспечения максимально конкурентоспособных цен на производимую мясную продукцию, обеспечения высокого уровня качества производимой мясной продукции, формирования и реализации адекватной ассортиментной политики, формирования и реализации эффективной коммуникационной политики;

—  инфраструктурный блок, который делится на производственную, торговую и социальную инфраструктуры, для каждой из которых характерны свои стратегические цели. Так, для производственной инфраструктуры стратегической целью должно стать повышение уровня развития и потенциала заготовительных, ветеринарных и транспортных организаций, хранилищ и складского хозяйства.

Приоритетными направлениями в этой сфере должны стать увеличение специализированных складских помещений и хранилищ мясной продукции, внедрение в их деятельность научно-технических методов и передового опыта хранения продовольственной продукции; обновление специализированного транспорта для перевозки мяса и мясных продуктов; развитие ветеринарной службы с учетом передового мирового опыта.

Для торговой инфраструктуры мясопродуктового подкомплекса Мордовии стратегической целью развития должно стать обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной мясной продукцией в свежем и переработанном виде. Для ее достижения необходимо реализовать ряд приоритетных направлений: рационализация территориального размещения объектов торговли мясными продуктами; увеличение количества специализированных торговых предприятий по реализации мяса и мясных продуктов; формирование и реализация адекватной сбытовой политики; оптимизация структуры розничных торговых предприятий, реализующих мясную продукцию; модернизация торгового оборудования и холодильных установок.

В числе первоочередных мероприятий, реализующих целевые установки предлагаемой концепции, следует назвать поддержку производителей мяса и мясной продукции путем совершенствования механизма кредитования, совершенствование системы материально-технического обеспечения производителей мяса и мясной продукции, развитие информационного обеспечения субъектов мясопродуктового подкомплекса региона, более широкое использование научного потенциала для развития производства мяса и мясопродуктов, совершенствование структуры мясопродуктового подкомплекса и организационно-правовых форм его субъектов, развитие механизма повышения привлекательности сфер мясопродуктового подкомплекса региона для высококвалифицированных специалистов.

Ресурсное обеспечение реализации концепции характеризуется тем, что производство скота и птицы обеспечено достаточными площадями и земельными ресурсами сельскохозяйственного назначения, природно-климатические условия в республике благоприятны для ведения скотоводства и птицеводства. Промышленная переработка мяса характеризуется наличием достаточного количества производственных площадей у профильных предприятий, относительно высокой степенью обновления производственных фондов, современных технологий по переработке мяса. Перерабатывающая мясная промышленность республики полностью обеспечена трудовыми ресурсами. Научное обеспечение реализации концепции может осуществляться специализированными кафедрами Мордовского государственного университета, на базе которых ведутся научные исследовательские работы по проблемам развития мясопродуктового подкомплекса. Финансовыми ресурсами реализации концепции являются бюджетные, кредитные и собственные средства предприятий мясопродуктового подкомплекса и инвестиции.

В некоторой степени на решение указанных задач направлена Республиканская целевая программа «Развитие мясного скотоводства в Республики Мордовия на 2009—2012 годы», в рамках которой планируется увеличить поголовье скота специализированных мясных пород, создать сеть племенных предприятий, сформировать племенную базу мясного скотоводства республики. Программа опирается на передовой зарубежный и отечественный опыт3.

Государственная поддержка обеспечит создание стартовых технических, технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины.

Реализация программных мероприятий цели позволит довести поголовье специализированного мясного скота до 41,5 тыс. голов, в том числе племенного скота — 11,8 тыс. голов, из них коров — 5,9 тыс. голов; объем реализации племенного молодняка — до 600 голов; поголовья полукровных мясных помесей-бычков для откорма и телочек для формирования новых товарных мясных стад — до 2 500 голов; объемы производства высококачественной говядины (от молодняка) — до 12 150 т в живом весе. Расчетный объем производства говядины в отрасли мясного скотоводства, включая мясо от полукровных помесей, в 2012 г. составит 7 тыс. т в убойной массе и будет предназначен для реализации в свежем виде.

Реализация республиканской целевой программы «Развитие мясного скотоводства Республики Мордовия на 2009—2012 годы» будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства и успешного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Гудашев В.А. Стратегия развития регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. ¹ 12. С. 29—31.

2 См.: Белковский А.Н. Основа успешных стратегий // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. ¹ 1. С. 132—133.

3  Постановление Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 г. ¹ 79 «Об утверждении Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008—2012 годы».

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная