М. Г. Яковлев. Занятость населения и механизмы ее регулирования

М. Г. ЯКОВЛЕВ

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЯКОВЛЕВ Михаил Георгиевич, заместитель директора ООО «Автофургон» (г. Чебоксары).

Ключевые слова: занятость населения; приложение труда; высвобождение; увольнение; переподготовка; трудоустройство; безработица; служба занятости

Key words: population employment; labour application; extrication; dismissal; retraining; employment; unemployment; employment service

Занятость населения — основа экономического развития общества. Она представляет собой социально-экономические отношения по поводу приложения труда работников в различных сферах общественного хозяйства. На рынке труда большинство населения, кроме предпринимателей, является продавцом рабочей силы. В занятости выделяют подготовительный, рыночный и производственный этапы. Первый этап связан с формированием качественных характеристик рабочей силы; второй — с включением ее в сферу производства, занятостью на рынке труда; третий — продуктивным использованием рабочей силы1. В. В. Пчелкина выделяет четвертый этап, связанный с высвобождением, увольнением, переподготовкой кадров, новым трудоустройством2.

Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил сокращение численности населения, занятого в экономике: с 1990 по 2004 г. она уменьшилась с 75 324,7 тыс. чел. до 66 407,3 тыс. чел. В ПФО также произошло сокращение среднегодовой занятости3.

Обеспечение занятости трудовых ресурсов, повышение эффективности их использования — важнейшие составляющие экономической деятельности: первое является предметом заботы и политики государства, второе — сферой основных интересов работодателей. Государство призвано создавать условия жизни своим гражданам, обеспечивая их работой, а работодатель, повышая эффективность использования способностей человека к труду, должен стремиться к получению выгоды. Работник, нанимаясь на работу и продавая свою рабочую силу, заинтересован в эффективном использовании своих способностей к труду, ибо в итоге от этого зависит его благополучие.

В странах с рыночной экономикой проблему занятости решают по-разному: от государственного регулирования до полного невмешательства государства в организацию занятости и предоставление ее стихийным силам рынка.

Весьма заметным явлением в экономической теории является теория Дж. М. Кейнса, ставшая ответом происходившим в первой половине 30-х гг. ХХ в. экономическим процессам. В промышленно развитых странах мира в этот период происходило абсолютное падение производства, росли безработица и банкротство.

Функционирование экономики в целом, по его мнению, отличается от какого-то товарного рынка. Производство и предложение отдельного товара могут возрастать до тех пор, пока есть свободные трудовые ресурсы. Объем производства и, следовательно, предложения перестанут расти по мере исчерпания свободных трудовых ресурсов. Более того, рост доходов населения не приводит к такому же увеличению вкладов в производство. Люди стремятся к сбережению все большей части доходов и потреблению все меньшей. Поэтому, если спрос состоит только из потребительских расходов населения, его доля по мере роста доходов уменьшается. Сбереженные средства не обязательно будут инвестированы в производство. Слабость побуждения к инвестированию во все времена была «главнейшей экономической проблемой», — утверждает Дж. М. Кейнс4. Сбережения зависят от доходов, а объем инвестиций — от цены денег, банковских процентов ставок на кредиты. Чем выше ставки процента, тем меньше вкладываются деньги в производство. Если кредитные деньги дешевле, они вкладываются в экономику. «Нехватка денег»5 для вложения в производство ведет к безработице. Ухудшение положения населения еще больше уменьшает спрос. Складывается ситуация, при которой рынок не может регулировать (контролировать) ситуацию.

Изменить положение могут различные меры, в частности, уменьшение импорта. По мнению Дж. Кейнса, международная торговля является лишь «отчаянной попыткой поддержания занятости внутри страны путем форсирования экспорта и ограничения импорта»6.

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в начале 30-х гг. ХХ в., вынуждает признать, что «наиболее значительными пороками экономического общества является его неспособность обеспечить полную занятость, а также его произвольное и несправедливое распределение богатства и доходов»7. Дж. М. Кейнс предлагал не ликвидацию рыночной системы, а ее совершенствование, используя государственное регулирование. Он видел опасность, которая несла массовая безработица в рыночной системе. Поэтому для ликвидации безработицы и обеспечения «полной занятости» во имя стабилизации общества он советовал использовать любые методы, любые работы («сооружение пирамид», «рытье дыр в земле»)8. Массовая безработица — «мина замедленного действия». Выходом из такого положения является поддержание устойчивого платежеспособного спроса.

Наиболее полно кейнсианские положения были применены в США, Англии, Скандинавских странах, Германии. Они дали положительные, высокоэффективные результаты при осуществлении нового курса Ф. Рузвельта в США. Кейнсианство как экономическая теория после Второй мировой войны заняло господствующее положение. Однако государственное регулирование требовало больших расходов, ложилось тяжелым бременем на бюджет, заставляло изыскивать дополнительные средства, вело к дефициту бюджета, государственным долгам и др.

В 1991 г. Правительством России было принято решение о создании государственной службы занятости. В Постановлении Правительства РФ отмечено, что в целях создания условий для реализации права граждан на труд, проведения единой государственной политики занятости, оказания услуг в трудоустройстве, профессиональной подготовке и переподготовке, обеспечения социальной защиты незанятых граждан есть целесообразность создания государственной службы занятости населения9. Этим же Постановлением рекомендовано в регионах РФ образовать комитеты занятости, в краях, областях, автономных областях и округах — центры занятости, в крупных городах — центры занятости (биржи труда), в городах и районах — бюро занятости. Полномочия этих органов в последующих законах РФ были сохранены, за исключением бюро занятости в городах и районах, которые были преобразованы в центры занятости.

Федеральным законом РФ от 20 ноября 1999 г. ¹ 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год» был установлен тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ для работодателей-организаций в размере 1,5 % выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Основным источником доходной части бюджета Государственного фонда занятости являются страховые взносы работодателей. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике во взаимодействии с другими федеральными, республиканскими органами исполнительной власти проводит большую работу по обеспечению государственной политики занятости.

Реформирование экономики столкнулось с кризисными проявлениями макроэкономических факторов; снижением численности населения, занятого экономической деятельностью; сокращением спроса на рабочую силу и активацией процессов высвобождения работников; вынужденной неполной занятостью работников; превышением числа уволенных над численностью принимаемых. Эти процессы охватили все регионы страны. Наиболее острая ситуация с использованием трудового потенциала населения сложилась в промышленности (особенно в текстильной), машиностроении, оборонных отраслях. Не стала исключением и Чувашская Республика.

В 2009 г. экономический кризис вынудил некоторые предприятия продлить своему персоналу «новогодние каникулы». Средним и малым предприятиям в условиях кризиса легче. Так, в г. Козловке Чувашской Республики, где есть несколько подобных предприятий, кризис, по заверению представителя районной администрации, совсем не чувствуется. Производство работает в обычном режиме, заявок на массовое сокращение в местную службу занятости не поступает10.

Благодаря принятым мерам в регионах в определенной мере удается держать ситуацию под контролем11.

Президентом Чувашской Республики Н. В. Федоровым принимаются меры по содействию занятости населения, особенно в сельской местности. Кабинету министров поручено оказывать государственную поддержку агропромышленному комплексу Чувашской Республики через эффективную реализацию указов Президента Чувашской Республики12.

Изыскиваются резервы дополнительной поддержки занятости населения в 2009 г. В их числе опережающее профессиональное обучение работников, а также создание работодателями временных рабочих мест; оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для трудоустройства; содействие развитию малого предпринимательства; открытие мобильных центров занятости на крупных и градообразующих предприятиях республики. Эти и другие меры включены в Республиканскую целевую программу дополнительной поддержки занятости населения Чувашской Республики на 2009 г.13

В организации трудоустройства населения и эффективного использования рабочих мест важное место занимают сбор информации об освободившихся и вновь созданных вакансиях, оповещение о них нуждающихся в трудоустройстве. В этой сфере органы занятости ведут активную работу по сбору сведений о свободных рабочих местах, квотированию рабочих мест для определенных категорий трудящихся. Осуществляется информирование населения о вакансиях через СМИ и информационно-справочную службу.

В качестве одного из средств обеспечения занятости рассматривается развитие системы общественных работ. Это ремонт общественных сооружений, улиц, дорог, тротуаров, водопроводно-канализационных систем, уборка территорий, строящихся объектов, транспорта, улиц, площадей, озеленение и благоустройство населенных пунктов, санитарная очистка территорий, дворов, подсобные работы в строительстве, распространение газет и журналов и др. Такая форма занятости позволяет избежать массовой безработицы, поддерживать уровень жизни граждан, утративших право на получение пособия по безработице. Важное место в этом отношении занимает организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. Совершенной новацией стало внедрение в деятельность служб занятости Административного регламента. Приказом Минсоцразвития России от 3 июня 2006 г. утвержден новый административный регламент в отрасли — Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по представлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников14.

Эффективность использования трудовых ресурсов в итоге является прерогативой предприятия (организации). Эффективное использование рабочего времени важно государству, работодателю и работнику. Следовательно, обеспечение занятости трудовых ресурсов является одной из основных проблем общественного развития. Государство призвано регулировать трудовые отношения, создавать условия для успешной экономической деятельности, постоянно совершенствовать механизмы занятости и ее регулирования.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Якимов В.Н., Гугкаева И.Б. Занятость населения (теория и механизмы управления в регионе): моногр. М.: Нац. ин-т бизнеса. 2006. С. 14.

2 См.: Пчелкина В.В. Воспроизводство рабочей силы в сельском хозяйстве. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т, 2000. С. 52.

3 См.: Рос. стат. ежегодник, 2005: стат. сб. / Росстат. М., 2006. С. 81.

4 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег / пер. с англ. М.: Прогресс, 1978. С. 422.

5 Там же. С. 421.

6 Там же. С. 457.

7 Там же. С. 447.

8 Там же. С. 196—198, 289.

9 См.: СПП РСФСР, 1991, 10, ст. 136.

10  См.: Арзамасова Л. Предприятия держат паузу // Сов. Чувашия. 2009. 14 янв.

11 См.: Регионы России. Соц.-эконом. показатели, 2005: стат. сб. / Рос-стат. М., 2006. С. 114.

12 См.: Федоров Н.В. Поддерживали и будем поддерживать сельчан // Сов. Чувашия. 2004. 24 июля.

13 См.: По приоритетным направлениям // Сов. Чувашия. 2009. 15 янв.

14 См.: В службе занятости внедряется Административный регламент // Сов. Чувашия. 2006. 22 нояб.

Поступила 26.02.09.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная