В. Т. Волов. Развитие телекоммуникационных образовательных технологий в контексте борьбы с криминализацией общества

В. Т. ВОЛОВ

РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ С КРИМИНАЛИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВА

ВОЛОВ Вячеслав Теодорович, директор Самарского филиала Современной гуманитарной академии, доктор педагогических, технических и экономических наук, профессор.

В разные эпохи общество пыталось решить проблему преступности, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер лишь усугубляло криминализацию общества и не снижало социальной напряженности. В последние несколько десятилетий во многих государствах пришли к выводу, что проблему преступности невозможно решить применением только репрессивных мер по отношению к преступнику, следует скорее заботиться о его перевоспитании. Важное значение в этом процессе играет реабилитационный период, во время которого бывший преступник вновь адаптируется к нормальным условиям жизни и затем находит свое место в обществе. Однако многие из отбывших срок вновь идут на преступление именно из-за того, что не могут найти себе достойного применения, не обладают достаточным уровнем знаний и профессиональных навыков, являются жертвами социального стереотипа, сводящего к представлению о том, что вышедший из тюрьмы человек — если и не реально, то потенциально — преступник. Следовательно, общество должно создать механизмы социальной реабилитации преступника, предполагающие, во-первых, институты, обеспечивающие приобретение профессиональных навыков, во-вторых, изменение социальных стереотипов, характеризующих личность преступника в массовом сознании.

В последние десятилетия в странах Западной Европы и в Америке активно реализуется предоставление возможности заключенным получить профессию по месту отбывания наказания. В 1989 г. в Ирландии организована Европейская ассоциация образования в тюрьмах (EPEA), в составе которой более 35 стран (Европа, США, Австралия). В Германии активно практикуется развитие у заключенных навыков программирования и работы с персональным компьютером, им предоставляется возможность овладеть иностранным языком и основами какой-либо профессии. В США в некоторых тюрьмах заключенные могут обучаться по программе колледжа или получить высшее образование посредством использования мобильных систем и современных информационных технологий. Однако нигде в мире не практикуется обучение осужденных по программе высшей школы непосредственно на месте отбывания наказания. Такое обучение предполагает долгосрочные договорные отношения вуза и тюрьмы.

В рамках эксперимента с 1999 г. в Самарском филиале Современной гуманитарной академии (СФ СГА) реализуется проект, заключающийся в предоставлении осужденным возможности получить высшее образование1. Реализация проекта стала возможной благодаря использованию информационно-телекоммуникационных технологий обучения и организационной помощи Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний Минюста РФ при поддержке администраций г. Самары и Самарской области. В настоящее время в Самарской области в рамках проекта по получению высшего образования в пенитенциарной системе обучение проводится в 5 исправительно-трудовых учреждениях, где обучается свыше 180 человек.

Основная цель проекта выражена формулой: «Через высшее образование — борьба с криминализацией общества, движение к цивилизованному рынку труда без дополнительного бюджетного финансирования».

Совместно с Главным управлением исполнения наказаний и Департаментом занятости Самарской области Современная гуманитарная академия планирует создание производственно-консалтинговых инкубаторов для бывших осужденных, получивших диплом, с целью формирования у них навыков работы по специальности, профессиональной адаптации и подготовки к «выходу в открытое общество». Схема функционирования образовательной площадки вуза и производственной адаптации студентов, получающих высшее образование в пенитенциарной системе, включает начальную, среднюю школу, профтехобразование, высшее образование, аспирантуру и производственно-консалтинговый инкубатор.

 

 

Образовательный процесс в исправительно-трудовых учреждениях проводится по очно-заочной форме обучения, в его основе — новейшие информационно-коммуникационные технологии, связанные с применением современных интерактивных средств обучения: спутниковые лекции, слайд-лекции, видеофильмы (индивидуальный и групповой просмотр); IP-хелпинг, осуществляющий обратную связь «экстерриториальный профессорско-преподавательский состав — студент» через Интернет и виртуально осуществляющий помощь обучающимся при подготовке домашних работ, контрольных заданий; компьютерный тренинг по программам супертьютор (SBT), профтьютор (ПТ), комплей (КО), R-тьютор, имитационный профтьютор (ИПТ); проведение коллективных тренингов (семинарских занятий) в форме круглого стола, деловых и ролевых игр; систематическая проверка усвояемости студентами материала с помощью тестирования.

Использование современных технологий в процессе обучения осужденных позволит им не чувствовать себя оторванными от окружающего мира (некоторые студенты исправительных учреждений Самарской области осуждены на 10 и более лет).

Результаты психологического мониторинга, проведенного психологами Самарского филиала СГА, показывают, что с применением телекоммуникационной технологии обучения у студентов развиваются и укрепляются целеустремленность, ответственность, способность принимать конструктивные решения, значительно повышается уровень интеллекта2. Воспитание и развитие таких качеств у осужденных имеет большое значение для их становления и самоутверждения как личности. Ведь, как правило, основной контингент осужденных — это люди, не имеющие четкой социальной идентификации, что и стало причиной их агрессивной настроенности по отношению к социуму, их неспособности вести нормальную жизнь, соблюдая законы общества. Единственная возможность помочь таким людям самоидентифицироваться заключается в развитии их сознания.

Важную роль играет отношение самих студентов-осужденных к учебе. Преподаватели, ведущие занятия в ИТУ Самарской области, отмечают энтузиазм, восприимчивость, прилежание, стремление проявлять творческую активность обучающихся. Они больше не мыслят себя просто преступниками, отбывающими наказание. Такая изначальная целенаправленность способствует получению студентами пенитенциарной системы знаний высокого качества. Уже сегодня эти студенты имеют четкую мотивацию, в чем они значительно выигрывают по сравнению со студентами, обучающимися на свободе. Ведь заключенные сделали свой выбор в пользу получения высшего образования вполне осознанно, без давления со стороны родителей, родственников, друзей. Важно, что именно благодаря преимуществам телекоммуникационной системы обучения по сравнению с традиционной системой, возможна скорейшая выработка у осужденных, решивших получить высшее образование, качеств и социальных навыков, необходимых для нормальной жизни после выхода из тюрьмы. Причем выработка таких качеств не менее важна для социальной адаптации, чем высшее образование. Средний балл успеваемости спецконтингента оказался также выше, чем у обычных студентов-заочников, обучающихся в вузе (4—4,5 балла).

Как известно, лишение свободы и тяжелые условия отбывания наказания в пенитенциарной системе стали серьезным дистрессом для человека. Агрессивная среда, жесткие условия и ограничения жизнедеятельности, почти полный разрыв основных социальных связей — все это относится к тяжелым психотравмирующим факторам. В связи с этим, а также для оценки эффективности обучения в условиях пенитенциарной системы, с начала образовательного проекта параллельно шло лонгитюдное психологическое исследование студентов, которое коснулось основных психологических характеристик и сфер личности. Прежде всего это интеллект, черты характера и личностные свойства, была исследована и сфера ценностей, проведен мониторинг подсознательной сферы.

В исследовании использованы методики портретного выбора (тест Л. Сонди и др.)3, 16-факторный анализ личности Р. Кеттела, тест акцентуаций характера К. Леонгарда, морфологический тест жизненных ценностей, тесты определения интеллекта (Г. Ю. Айзенк).

Обследуемый контингент студентов в основном осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Известно, что такому типу преступников свойствена повышенная агрессивность. В связи с длительным заключением и лишением возможности общения с противоположным полом у абсолютного большинства осужденных отмечается повышенная сексуальная напряженность. Однако при анализе полученных данных по методике потребных выборов отмечено снижение со временем показателей по обеим реакциям факторов соответствующих влечений, отражающих агрессивность («s+», «e-»). При этом почти у всех студентов ИТУ ¹ 5 степень агрессивности по указанным показателям снизилась до средних допустимых величин (т. е. в социально приемлемых рамках). Эта тенденция сохранялась в течение всего периода исследования (4 мес.).

Данные исследования показывают снижение и уравновешенность агрессивности и сексуальной напряженности. Кроме того, отмечены некоторые изменения в сторону снижения сексуальной напряженности и агрессивности. В связи с тем, что эти изменения отмечены у абсолютного большинства обследуемых студентов-заключенных ИТУ ¹ 5, можно сделать предположение, что именно образование оказывает такое сублимирующее воздействие (переводя агрессивные и сексуальные тенденции в социально приемлемое русло — на процесс обучения). Этот сублимирующий эффект является неспецифичным. Показательны данные опроса преподавателей СГА, ведущих занятия в ИТУ ¹ 5. По их мнению, осужденные студенты меняют свое поведение, речь, интересы, общение. В целом преподаватели отмечают социально приемлемую динамику изменения личности осужденных в процессе обучения.

Таким образом, высшее образование в тюрьмах необходимо не только для дальнейшей социальной адаптации осужденных на свободе, но и для их психологической, социальной и духовной реабилитации уже в процессе обучения в местах лишения свободы.

Результаты психодиагностики также дали богатый материал для размышлений.

Изменяется уровень интеллектуального развития обучающихся осужденных. Средний бал IQ абитуриента — 103. Через год обучения он уже составляет 109 баллов. При этом повышаются нижние и верхние границы интеллекта в группе (у абитуриента — 71 и 130, через год — соответственно 81 и 135). Отмечается переоценка жизненных ценностей. Наблюдается снижение ценности материального благополучия и престижа. При этом повышается ценность образования, семьи, общественной жизни и физической активности. Меняется направленность личности. Так, имеет место повышение гуманистической направленности за счет повышения ценности саморазвития, духовной удовлетворенности, социальных контактов и творчества. Также происходят значительные изменения в поведенческой сфере: манеры, речь, общение. Повышается интересов студентов к литературе, философии, психологии, религии.

Таким образом, в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса отмечается закономерный рост интеллекта, переоценка жизненных ценностей в гуманистическом и творческом ключе, активация сублимирующих механизмов в отношении повышенных агрессивных и сексуальных тенденций.

Помимо психодиагностики психологами вуза параллельно проводилась индивидуальная психокоррекционная работа. Здесь также отмечена положительная психодинамика личностной реконструкции, снижение фрустрации и общей тревожности. Более того, руководство исправительно-трудовых учреждений, в которых проводится обучение, отмечает снижение уровня преступности и напряженности внутри исправительных учреждений, что подтверждает данные психологических исследований, проведенных сотрудниками Самарского филиала СГА.

Для осужденных выпускников, получивших высшее образование в Самарском филиале СГА, планируется продолжение обучения. Так, например, два осужденных студента, получающие второе высшее образование, планируют поступление в аспирантуру СГА по специальностям «Экономика» и «Менеджмент».

 

 

Много вопросов возникает в отношении дальнейшего трудоустройства людей, получивших высшее образование в пенитенциарной системе. Проблемы обусловлены трудностями, связанными, прежде всего, с отношением социума к отбывшим срок. Однако этот предрассудок можно преодолеть совершенствованием реализации системы современного образования в исправительных учреждениях, что будет способствовать развитию у заключенных качеств, характерных для состоявшейся личности. Состоявшаяся личность, с развитой системой внутренних качеств, развитым сознанием и профессиональными навыками, вызывает у социума и различных его представителей гораздо больше доверия, нежели с детства «неблагополучный» человек, не знающий, чем ему заняться и по этой и многим другим причинам идущий на преступление.

В процессе реализации проекта администрации г. Самара и Самарской области совместно с Главным управлением исполнения наказаний заявили о готовности помочь бывшим заключенным в социальной, психологической и трудовой адаптации. Опыт Самарского филиала распространен в рамках Современной гуманитарной академии на 29 регионов России (Пенза, Ульяновск, Нижний Новгород, Рыбинск, Стерлитамак, Екатеринбург и др.). Результаты исследования освещались в средствах массовой информации: на телеканалах РТР, НТВ, ОРТ, в газетах и журналах. 26 ноября 2002 г. доклад о реализации описанного проекта, сделанный в Комитете обороны и безопасности Совета Федерации получил высокую оценку как важный социальный проект, направленный на борьбу с криминализацией общества.

Так как опыт образования в пенитенциарной системе можно считать положительным, для дальнейшего его развития необходима государственная поддержка и реформирование законодательства в данной области.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Волов В. Т. Зона экзаменов // Народное образование. 2000. ¹ 1. С. 35; Волов В. Т., Четырова Л. Б., Волова Н. Ю. Дистанционное образование. Истоки, проблемы, перспективы. Самара, 2000.

2  См.: Волов В. Т., Сопов В. Ф., Капцов А. В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. Самара, 2000; Волов В. В. Высшее образование в местах лишения свободы как психологический фактор социальной адаптации заключенных. М., 2001. Вып. 26. С. 33—37; Капцов А. В., Волов В. В. Динамика уровня интеллекта студентов, обучающихся в пенитенциарных учреждениях. М., 2003. Вып. 53. С. 63—69.

3  Собчик Л. Н. Методика портретных выборов Л. Сонди. Л., 1993.

Поступила 03.10.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная