Н. Н. Михайлова. Гендерная социализация в вузах региона

Н. Н. МИХАЙЛОВА

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ВУЗАХ РЕГИОНА

МИХАЙЛОВА Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры социальных и экологических наук филиала Ульяновского государственного университета (г. Димитровград).

Полоролевая социализация (гендерная социализация) — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Дифференцированная социализация подчеркивает, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях1.

Полоролевая социализация предполагает освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов, а также воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых ля мужчин и женщин. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся неотъемлемой частью личности и подсознательно направляют ее поведение. Вся информация, касающаяся дифференцированного поведения, отражается в сознании человека в виде гендерных схем2.

Общество при формировании половой роли и полового самосознания, четко ориентируясь в воспитании на стандарты феминность-маскулинность, как правило, относится терпимо к маскулинному поведению женщин, но осуждает фемининное поведение мужчин. Эффективным способом по-лоролевой социализации и преодоления гендерного конфликта является тренинг полоролевой идентичности3.

Возросший интерес к проблемам взаимоотношений мужчин и женщин в обществе обусловлен рядом причин. Изменения социально-экономических, демографических и других условий коренным образом изменили социальную структуру общества. Традиционные социальные институты (семья, культура, образование, власть) подвергаются значительным позитивным и негативным трансформациям4. Если гендерные различия удается обнаружить, то они недостаточно велики, чтобы считать, что мужчины и женщины «диаметрально противоположны», и тем более они не дают права относиться к представителям разных полов дискриминационно.

Агентами гендерной социализации в нашем исследовании стали преподаватели Ульяновского государственного университета, Государственного педагогического университета, Ульяновского государственного технического университета, а также филиала УлГУ в г. Димитровграде, Димитровградского института технологии, управления и дизайна. Результаты анкетирования среди преподавателей (26 % мужчин, 74 % женщин) не выявили существенных различий по вопросам проблемы организации учебного процесса в вузах, престижности работы в вузе, необходимости поиска дополнительного заработка, оценки престижа профессии преподавателя, загруженности учебным процессом, повышения квалификации, материального статуса и т. д.

Существует типично асимметричная связь между брачной парой и ее профессиональной структурой. Это асимметричное соотношение, очевидно, имеет чрезвычайно важное функ-цио-нальное значение и является источником напряжения при моделировании половых ролей.

Актуальность анализа влияния научно-профессиональной деятельности на структуру семейных отношений обусловлена, во-первых, необходимостью теоретико-методологической концептуализации гендерного подхода в исследовании профессорско-преподавательского состава высшей школы в условиях динамизма социальных процессов; во-вторых, радикальными структурными изменениями в гендерных ценностях и возрастанием значимости изменений социального института гендерных отношений в модернизации общественной жизни; в-третьих, востребованностью специалистов, способных оперативно оценивать, прогнозировать и моделировать социальные изменения. Исследуя влияние научно-педагогической деятельности на структуру семейных отношений, выявлено, что наиболее серьезное отношение мужчин и женщин связано с проблемами отрицательного влияния научно-преподавательской деятельности на семейные взаимоотношения, отсутствия свободного времени, нехватки времени для культурно-развлекательного отдыха, реализации ценностных ориентаций, а также несоответствия социальных статусов супругов и технологической оснащенности бытовой жизни.

Объективные законы общественного развития сокращают социальную дистанцию между женщинами и мужчинами, а социально-психологические барьеры в восприятии женщин как равных мужчинам социальных субъектов все еще остаются. Подобная ситуация создает некий элемент напряженности во взаимодействии социальных ролей мужчин и женщин. Но вместе с тем следует констатировать, что социально-экономические преобразования, проводимые в России, политическая трансформация общества в значительной степени ухудшили положение российских женщин. Тогда как именно женщины призваны и способны сыграть значительную роль в экономических, политических и социальных реформах в стране.

Были выявлены ярко выраженные гендерные различия по проблеме сохранения семьи. Для большинства разведенных женщин-преподавателей (68 %) педагогическая деятельность стала причиной распада семьи. Научно-профессиональная деятельность преподавателей не ограничивается рамками вуза: приходится заниматься и дома, готовясь к лекциям, читая новую литературу, тем самым преподаватель постоянно думает о работе, при этом уделяя меньше внимания супругу и детям, результатом чего являются сложности в семейных отношениях. Возникают дефицит близости и доверия, отсутствие тепла в отношениях, проблемы общения, взаимное недовольство, различного рода конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей. Все это часто ведет к измене, ревности, распаду семейных отношений, служит причиной развода.

Гендерная роль женщин, формально признанная в нашем обществе, долгие десятилетия основана на их социальной пассивности и не всегда заинтересованности в работе ввиду более низкой оплаты труда по сравнению с мужчинами. Патриархальные социальные отношения, существующие в нашем обществе, не позволяют женщине быть равной среди «сильного пола». До сих пор у многих его представителей преобладает патриархальное сознание, при котором большое значение имеет так называемое «женское предназначение» — дом и семья, женщина номинируется как «воспитательница и охранительница порядка внутренней, семейной, домашней жизни». В современной России процесс консервации патриархальных взглядов на место и роль женщины в социальном пространстве в значительной степени связан с деятельностью средств массовой коммуникации, показывающих стереотипизированные гендерные стратегии поведения. Сегодня достаточно большой процент женщин стремится к совмещению выполнения ролей по домохозяйству и карьерному росту.

Таким образом, результаты исследования позволяют констатировать, что формы и методы развития рыночных отношений в стране блокируют профессиональные возможности женщин. Комплексная ценность работы превращается в однозначную функциональность — финансовую поддержку семьи. Наблюдаются гендерные изменения в профессиональной стратификации общества. Наиболее закрытыми для женщин остаются институты власти. Трансформации подвергается и нормативно-ценностная структура общественного сознания: формируются новые гендерные модели поведения мужчин и женщин в обществе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1  См.: Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

2  См.: Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

3  См.: Красова Е. Ю. Словарь гендерных терминов. М., 2002.

4  См.: Малкина-Пых И. Г. Семейная терапия. М., 2006.

Поступила 27.09.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная