Ш. Г. Сеидов. Формирование единого информационного пространства региона

Ш. Г. СЕИДОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

СЕИДОВ Шахрутдин Гаджиалиевич, доцент кафедры политологии и основ права Пензенского государственного университета, кандидат философских наук.

Информационное пространство отличается от общества, в котором преобладают традиционные промышленность и сфера услуг тем, что информация, знание, информационные услуги и все отрасли с их представлением (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являясь источником новых рабочих мест, доминируя в экономическом развитии1.

В современных условиях, когда информация стала не только средством познания, предметом коммуникации, но и средством управления, влияния на социально-экономические отношения, возникают проблемы формирования информационного пространства; особенностей этого процесса в региональном социуме; регулирования социальных отношений, опосредованных через коммуникации в информационном пространстве.

В условиях разнонаправленности социальных процессов, множества вариантов их развития возникает необходимость разработки такой концепции исследования формирующегося единого информационного пространства, которая позволит создать и основу концепции его управления.

При разработке концепции необходимо иметь ввиду, что информационное пространство проникает в структуры социальной, политической, экономической сфер страны в целом и регионального социума, в частности. При сравнительном анализе и типологии региональных социумов имеется множество индикаторов. Следует учитывать роль исторических традиций, культуры, уровень социально-экономического развития региона при анализе информационного пространства и факторов его формирования в регионе. Надо также учитывать нелинейный характер социальных и политических изменений современного общества.

Важным является выбор методологического подхода, позволяющего поставить задачи и сформулировать концептуальные гипотезы. На наш взгляд, перспективен в этом отношении институциональный подход, весьма распространенный сейчас не только в исследованиях, например, государственной и муниципальной службы2, но и макросоцио-логических изысканиях. Несомненный интерес представляет концепция институциональных матриц3.

Каким образом возможно регулирование социальных и политических отношений в информационном пространстве? Как информационное пространство влияет на изменение социальной и политической реальности? Какие образцы поведения, кодексы складываются в информационном пространстве?

Отвечать на эти вопросы, на наш взгляд, следует с классификации регионов по их возможностям интеграции в информационное пространство. К концу ХХ — началу XXI в. оно развивается на глобальном, или мега-уровне, выходящим в сферу международных отношений; государственно-общественном, ограниченным не только территориальными рамками конкретной страны, но и представленным обществом, которое исторически сформировалось в пределах данного государства, или ряда государств (средний, или мезо-уровень); региональном, охватывающим условия жизнедеятельности регионального социума, т. е. части населения конкретного государства (микро-уровень).

Такая типология выступает в качестве необходимой методологической предпосылки. Можно заметить, что современные средства коммуникации настолько меняют обычное понимание территории, пространства, увеличивают возможность и активность социальных контактов, что все чаще приходится говорить о виртуальных сущностях, успешно заменяющих реальные.

Результатом таких исследований может стать создание «Информационного атласа современного российского общества». Такое исследование требует междисциплинарного подхода, реализуемого в сочетании политологических, социологических и математико-статических методов исследования.

Классификация регионов (субъектов РФ) по их возможностям и перспективам интегрирования в единое информационное пространство, на наш взгляд, должна быть проведена с помощью создания системы индексов, к которым могут относиться индекс развития информационной инфраструктуры, включающий обеспеченность ПК на 1 тыс. чел., обеспеченность радиоприемниками и радиостанциями, обеспеченность телевидением и количество телеканалов, количество пользователей Интернет и доступных сайтов, обеспеченность юридических и физических лиц телефонами, факсами, модемами; индекс качества жизни населения региона, включающий на душу населения уровень доходов населения, структуру расходов населения, уровень образования населения, обеспеченность жильем, государственные затраты на здравоохранение, образование, социальное обеспечение на душу населения; индекс социальных коммуникаций в сфере управления, включающий показатели деятельности отделов по связям с общественностью в системе государственного управления, результаты опросов общественного мнения о важнейших управленческих решениях (законодательных инициативах, целевых программах); индекс интеллектуального потенциала регионального социума, включающий доли населения с профессиональным (начальным, средним, высшим) образованием, количество образовательных учреждений (по уровням подготовки), выпуск специалистов (по группам специальностей и уровням подготовки), характеристики научной деятельности и ее показатели; индекс информатизации сфер жизни общества государства, региона), включающий показатели наличия и использования информационных систем в различных сферах жизнедеятельности общества (производство, образование, здравоохранение, управление и др.), виды рекламы (в зависимости от назначения и сферы применения).

Такой подход и мониторинг системы индексов создадут концептуальные основания регулирования информационных процессов в обществе и региональных социумов, с целью интегрирования их в единое информационное пространство.

Содержание понятия «единое информационное пространство» означает не только то, что оно охватывает все общности, слои и социальные коммуникации, но и экономическое, социальное, политическое пространства, участвующие в процессе накопления и передачи информации. Более того, информация посредством обратной связи влияет на деятельность всех общественных акторов, социальное поведение. Уровень воздействия современных СМИ на общественное сознание дает основание предположить, что происходит политизация информационной сферы.

По результатам исследований участия бизнеса в избирательных кампаниях, проведенных в 2005 г. Государственным университетом — Высшей школой экономики и Фондом содействия законодательному обеспечению стратегий развития регионов к факторам, определяющим размер избирательного бюджета политических партий, относятся (среди прочих) доступность информационных каналов и наличие развитой агитационной сети, причем значительные средства направляются не только на освещение деятельности партий в СМИ, но и на обеспечение лояльности журналистов и даже лидеров общественного мнения4. Для избежания стихийности, нужны продуманные управленческие решения, использующие действительно демократические механизмы управления.

Средствами регулирования процесса формирования единого информационного пространства, постепенно становящегося неотделимым от политического, возможно, станет использование различных каналов демократического влияния (участие в массовых движениях, социальная экспертиза, формирование общественного мнения и его учет при разработке и реализации управленческих решений).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Писачкин В. А., Поверинов И. Е. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика. Саранск, 2005 С. 59.

2 См.: Зинченко Г. П. Социология государственной и муниципальной службы: институциональный подход // Социол. исслед. 1996. ¹ 6. С. 102—109.

3  См.: Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001.

4 См.: Барсукова С. Ю., Звягинцев В. И. Механизм «политического инвестирования» // Полит. исслед. 2006. ¹ 2. С. 110—121.

Поступила 16.10.07.

Лицензия Creative Commons
Материалы журнала "РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY" доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная